книга перемен
КП
в настоящем виде имеет графико-иероглифический состав. В основе системы
КП лежит дихотомия Великого Предела (Тай цзи), который делится в порядке
1 -2-4-8-16-32-64. Великий Предел (ВП) - это единораздельная целостность
инь и ян и по сути своей есть эмбрион Дао (цзы). Деление ВП выражается в
символике графических черт: ян обозначается цельной чертой --, инь -
прерванной - - . На третьей стадии деления ВП образуется спиральная
генетическая матрица из восьми элементов. Графически они изображаются
каждый в составе из трех черт и в современной ицзинистике называются
триграммами (ТГ). Примером такой матрицы служит вариант порядка восьми
символов по Фу Си
По горизонтали ТГ располагаются в пределах основных и промежуточных
сторон света, образуя с центральным символом эмбриона ВП диагональный и
пятичастный кресты. Нижняя черта в каждой ТГ символизирует Землю,
верхняя - Небо, средняя - Центр. Динамика черт в трех позициях
отображает динамику космоса. В вертикальном столбе ТГ располагаются в
зеркальном отражении (поворот на 180 градусов). При этом ТГ Дуй и Сюнь,
Чжэнь и Гэнь (ТГ диагонального креста) трансформируются друг в друга, ТГ
Цянь, Кунь, Ли, Кань (ТГ прямого креста) остаются неизменными.
Сопряжение ТГ горизонтального кольца и вертикального столба дает в
полном цикле 64-частную спираль гексаграмм (ГГ) (ТГ поочередно прилегают
друг к другу и образуют символы из шести черт, то есть ГГ). Эта спираль
замыкает дихотомическую генерацию ВП. Иероглифическая часть включает
названия ТГ и ГГ, афоризмы и ГГ в целом, афоризмы к каждой черте ГГ и
комментаторские тексты, получившие название Ши и - Десять крыльев (три
из них делятся надвое соответственно делению порядка 64 ГГ на верхнюю и
нижнюю части): Туань чжуань, Сянь чжуань, Сицы чжуань (все из двух
частей), Сюйгуа чжуань, Цзагуа чжуань, Вэньянь чжуань, Шогуа чжуань -
итого десять текстов. Графическая система КП не изобретается мудрецами,
она выводится из ар-хетипических глубин Дао на поверхность человеческого
сознания и фиксируется в графической символике. Авторами ее в равной
степени называются человек, первопредок и природа (Небо). Эта система с
пустым центром (всего восемь возможных наборов ТГ из черт инь и ян)
отражает именно этап деформации Дао в переходный период. Центр ее
занимает человек, который пыгается совместить и согласовать родовые и
цивилизованные запросы. По системе КП он буквально пытается высчитать
благоприятный и неблагоприятный исход грядущих событий. Для этого в
мантические операции вовлекалось большое количество людей и
спецов-гадателей во главе с ваном-царем. Мантические действа проводились
чуть ли не ежедневно и имели первостепенное хозяйственно-экономическое,
военное и политическое значение. Известны даже центры, наподобие
Дельфийского оракула греков. Один из таких центров располагался на
местности вблизи современного г.Аньян. Собственно философия КП вырастает
в комментариях графики и афоризмов (Сицы, Шогуа), что и является
философской продукцией мудреца. Отчетливо просматривается наличие трех
типов философских субъектов: совлршеи-номудрых людей глубокой древности
(шэн жэнь) и даоского совершенномудрого человека (шэн жэнь)конфуцианского
благородного человека или сына правителя (цзюньцзы). В центре их
внимания природно-социальный космос, человек и первопредок. Основная
цель - гармонизировать жизнь Поднебесной по ритмам инь-ян Дао системы КП.
Диалектическая стилистика философствования полностью соответствует
диалектике спиральной матрицы Дао ТГ и ГГ. Система категорий
выстраивается в порядке смены космологических циклов Дао. Мантические
операции как таковые в философском мышлении опускаются, они
трансформируются в философские приемы и методы индивидуального сознания.
Истина здесь логически не доказывается, ложь не опровергается. В
спиральном пространственно-временном объеме Дао истина открывается.
Система КП в хронологических координатах прошлого, настоящего и будущего
постоянно работала на тогдашнее настоящее.