Рождение философа - мудреца
С
переходом человека к техническому производству происходит деформация
гармоничной спирали Дао. В ней выбивается центральный элемент цзы, и на
его месте образуется пустота (сюй). Поток генерации
природно-естественной жизни (цзы жань) в звене цзы прерывается;
телесная, духовная и идеальная сущность расслаивается; единство
первопредка-бога, человека и вещи распадается. Космос Дао ввергается в
хаос. Трагические условия действительности побуждают человека к поиску
путей умиротворения хаоса. Из среды людей выделяются мудрые личности,
которые занимают место цзы пустого центра сферы Дао. Они пытаются
соединить прерванные телесно-духовно-идеальные потоки спирали Дао и
воссоздать былую гармонию, что оборачивается саморефлексией и рождением
в недрах переходного мировоззрения первой философии. Попытка сведения
телесных противоположностей в непротиворечивое тождество дает эффект
философской онтологии, духовных противоположностей - психологии
идеальных - гносеологии. В направленности на человека, первопредка -
бога и вещь они дифференцируются еще на антропологию, теологию и
космологию. В дополнение к предыдущим здесь проявляются другие
характеристики китайской философии. Во-первых, все древнекитайские
философы по наименованию занимаемого ими центра цзы (дитя) в спиральной
системе инь-цзы-ян Дао называются цзы -Лаоцзы, Чжуанцзы, Кунцзы, Мэнцзы,
Ханьфэйцзы, Сюньцзы и т.д. Во-вторых, философствование принимает
ценностную направленность - на гармонию, что закладывается в
вертикальную составляющую спирали и космоса Дао: все ценности
символически фиксируются вверху на Небе, откуда они философской работой
сознания совлекаются вниз на Землю. Космос Дао в природном и социальном
значении приобретает наименование Поднебесной (тянь ся; буквально, вниз
от Неба). В-третьих, философ занимает срединное положение между
природно-социальным Верхом и Низом, он становится проводником идеально
выраженных ценностей сверху вниз и материальных запросов людей снизу
вверх. Золотая середина отныне становится исконным философским местом (в
конфуцианстве имеется даже специальный трактат Чжун юн - Учение о
середине). В-четвертых, позицию цзы занимает человек, а это звено в
системе инь-цзы-ян Дао является духовным центром. Поэтому человек
получает здесь прежде всего духовную определенность, и его
философствование по реставрации Дао наполняется антропологическим
содержанием и начинается с духовной проблематики син - Дэ (добродетель),
Жэнь (человеколюбия), И (долга). Ли (ритуала), Синь (доверия). В-пятых,
философ-мудрец центра Дао сводит в тождество распавшиеся
противоположности инь и ян и разводит их в зеркальном различии на
вертикальную и горизонтальную составляющие спирали Дао. Его
философствование при этом насквозь пронизывается живой диалектикой.
В-шестых, Дао в диалектической спирали генерируется в вертикальном
социоприродном векторе Поднебесной на трех уровнях в трех качествах:
рождается в ритмах инь и ян вверху на Небе, наследуется в центре
добротой (шань) и завершается внизу на Земле человеческой
природой-натурой (син). Мудрец утверждается в центре Дао как ставленник
естественности (рода) и искусственности (цивилизации, государства). Он
попадает в двойственное: род как форма спонтанно регулирующей общности
уже исторически умирает, цивилизация как форма законодательной
упорядоченности еще только нарождается. Воздействие той и другой форм на
человека отдает противоборством, и люди увязают в хаосе войн. Ни та, ни
другая формы не удовлетворяют запросам умиротворения, и мудрец прибегает
к единственно возможному способу - коллективной мантике, которая
сочетает в себе принципы родовой и государственной регуляции обществом.
Исходные основания такой мантики заложены в Книге Перемен (КП).
Собственно философствование, таким образом, предваряется переходным
типом раннефилософского сознания, а философу предшествует
совершенномудрый человек.