культура дао
Культура
Дао
Школы и течения китайской философии объединяет общее происхождение. Их
единый корень - культура Дао. Различия между ними заключаются в
мировоззренческой ориентации и методах последующей реставрации Дао.
Отсюда вытекают основополагающие характеристики китайской философии:
китайская философия в своих истоках и эволюции есть философия Дао;
китайская философия носит реставрационный характер, реализующей ее
творческие потенции.
В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской
философии охватывает два периода: родовой и переходный от рода к
государству периоды с соответствующими им типами мировоззрений. Дао
вызревает в первый период. Это не понятие, выработанное познавательными
усилиями мудрецов, а живой символ и живая органическая культура.
Согласно древним философским представлениям Дао рождается в космической
пустоте (сюй). Под действием вселенско-космических ритмов инь-ян
пустота-вакуум заворачивается в воронку, происходит вспышка, и в этом
огненно-световом спиральном вихре рождается эмбрион Дао (мировое яйцо).
В себе он несет телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную
сущность. Под действием собственного вращения эмбрион Дао расширяется и
претерпевает дифференциацию. По горизонтали он делится на пять элементов
в виде креста: один элемент остается в центре, четыре другие занимают
позиции по сторонам света. По вертикали он тоже делится на пять
элементов. Они располагаются один над другим и образуют вертикальный
столб. Элементы горизонтали и вертикали являются зеркальными аналогами
друг друга. Такой принцип деления выполняет роль
структурно-функционального архетипа Дао и называетсятся син -
пять-на-пять агентов движения. В динамике элементы горизонтального
креста вращаются в круговой связи. Каждый из них попеременно заходит в
центр. Элементы вертикального столба пронзают центр и снуют туда-сюда.
При этом зеркальные аналоги встречаются в центре и сливаются в один
бинарный элемент. Полный цикл сопряжения пятичасовой горизонтали и
пятичасовой вертикали сплетает 25-частную спираль Дао. Элементы
горизонтального кольца улавливают и генерируют вселенско-космический
ритм инь. Это женские элементы. Элементы вертикального столба улавливают
и генерируют ритм ян. Они являются мужскими элементами. Бинарные
элементы центра соединяют противоположные ритмы и генерируют новый ритм
цзы. Это детские элементы. Противолежащие относительно центра элементы
инь и ян вместе с центральным цзы образуют в вертикали и горизонтали по
две зеркальные триады инь-изы-ян, которые выполняют функции
энергетических движителей спирали Дао. Спираль Дао сепарирует
телесно-духовно-идеальную смесь эмбриона Дао и создает космос. Телесная
тяжелая и темная сущность осаждается и образует Землю. Идеальная легкая
и светлая поднимается и образует из светящихся образов солнца, луны,
звезд и созвездий Небо. Духовная (пневматическая) веет невидимым ветром
посередине. Аналогичная сепарация осуществляется и с
тео-зоо-антропоморфной сущностью: первопредок - бог помещается на Небе,
вещи - на Земле, человек - в центре. В едином сферическом объеме Дао они
сплетают три генетических спирали, где элементы одной, имея преимущество
собственного качества, свободно превращаются в элементы двух других.
Таким выглядит организм культуры Дао. Его нескончаемая жизнеспособность
обеспечивается ритмами инь-ян, поведенческая сторона выражается в
космическом танце (у), словесно-смысловая в песнопении (гэ).
Расцвеченный пятью цветами и настроенный на пять тонов сферический
организм-космос Дао поет и танцует в ритмах собственного естества (цзы
жань). Телесная, духовная и идеальная сущность спирали Дао несут на себе
смысловые узоры (вэнь ли), которые человек использует в качестве
иероглифических знаков для обозначения ее элементов. Для иллюстрации
возьмем горизонтальный пятичастный крест.