философия древней индии
Индийская
культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации.
Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказал большое влияние
на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди
которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л.Толстой, Р. Роллан,
А.Швейцер, А. Эйнштейн, В.Гейзенберг и др. В самой Индии много вековое
духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для
философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей:
М.Ганди, Дж. Неру, С.Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее
изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль
Индии в судьба мировой цивилизации и культуры.
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения
периода древности и средневековья, т.е. - индийскую классическую
(традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времен
XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа
развития индийской философии, в общем и в целом соответствующих основным
узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой
Индии: одический - первая половина I тыс. до н.э. (время разложения
первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых
рабовладельческих обществ); эпический - вторая половина I тыс. до н.э.
(время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и
т.п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества);
классический - с первого тыс. н.э. вплоть до XVII-XVIII вв.
(возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой
социальной структуры). Мы ограничимся рассмотрением ведического,
эпического и классического раннесредневекого (до Х в.) периоде ( истории
индийской философии.