Истоки русской религиозной историософии
Уже
в самых ранних памятниках древнерусской мысли мы находим идеи и
концепции историософского характера. В XI в. Киевский митрополит Иларион
в своем сочинении Слово о законе и благодати развивает учение о двух
эпохах мировой истории: ветхозаветной эпохе закона и сменяющей ее с
появлением христианства эпохе благодати. Новый этап истории знаменуется
несравненно более высокой степенью духовной свободы человека, но в то же
время, утверждал митрополит, принимая благодать как духовный дар свыше,
личность принимает и нравственную ответственность, которой не знал
древний мир. Христианские ценности требуют немалых усилий для их
утверждения не только в личной, но также в общественной и
государственной жизни. Необходимо, чтобы благочестие сопряжено было с
властью, - писал Иларион, считая, что подобный тип власти складывается
на Руси при князе Владимире. В сочинениях митрополита Илариона и других
религиозных мыслителей Киевской Руси мы можем видеть уже ясно выраженный
идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного
сознания.
В период формирования и укрепления Московского царства государственная
идея начинает играть все более доминирующую роль в религиозной
историософии. В русском церковном сознании крепнет представление о том,
что историческая роль православного царства отныне принадлежит русскому
государству. Исторически вполне естественно, что в период кризиса
Византийской империи, а затем и ее падения на Руси возникает взгляд на
Московское православное царство как наследующее историческую миссию
Византии. В конце XV в. и начале I в. подобная установка уже достаточно
широко представлена в древнерусской литературе: Повесть о белом клобуке,
цикл сказаний о Мономаховом венце. Но более последовательно идея Москвы
- третьего Рима была сформулирована старцем Псковского Елеазарова
монастыря Филофеем в его посланиях (прежде всего, в послании к Василию
III). Русское царство, по Филофею, уже до конца веков, до второго
пришествия Христа должно быть оплотом подлинно вселенного христианства.
Необходимо учитывать, что эсхатологические настроения, всегда игравшие
существенную роль в русском религиозном сознания, в этот исторический
период были особенно сильны: наступление последних времен и перспектива
скорого конца света переживались исключительно остро. Обращаясь к
великому князю, старец писал, что все христианские царства снизошася в
твое едино: яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти.
В этой знаменитой формуле Филофея можно видеть еще одно историческое
выражение древнерусского идеала Святой Руси, теперь уже непосредственно
связанного с верой в историческую реальность подлинно православной
государственности. Русский книжник мечтал не о тысячелетней империи. В
его историософской концепции Русь должна была стать оплотом христианства
на финальном, итоговом этапе мировой истории. В дальнейшем идеал
православного царства постоянно присутствует в русской мысли.
Несоответствие же этого идеала реальной практике
социально-государственной жизни станет источником многих драматических
противоречий в религиозном сознании и в XVII найдет отражение в трагедии
русского раскола.