опыт метафизики истории
В
трудах, посвященных истории отечественной философии, проблема присущего
ей историзма традиционно занимает существенное место. В.Зеньковский
писал о том, что русская мысль сплошь историософична. С точки зрения
С."Франка, самое значительное и оригинальное, созданное русскими
мыслителями, относится к области философии истории и социальной
философии, Н.Лосский, определяя характерные черты русской философии,
отмечал постоянный интерес к вопросу о сущности исторического процесса,
к проблеме метаистории. Согласно Н.Бердяеву, русская самобытная мысль
пробудилась на проблеме историософии.
Эти и другие русские религиозные мыслители XX века, по-разному и нередко
весьма критически оценивая историософский опыт своих предшественников, в
самой историософской направленности отечественной философии видели ее
сильную сторону. Г.Флоровский, суровый критик пути, пройденного русской
религиозно-философской мыслью, высказал немало критических замечаний по
поводу историософии русских мыслителей XIX в.(Чаадаева, славянофилов,
Вл.Соловьева). В то же время он отнюдь не был склонен отрицать ценность
и значение этого историософского опыта. Нечувствие истории приводит
всегда к сектантской сухости или школьному доктринерству... - писал
Г.Флоровский. - Историческая чуткость русской мысли и пройденный ею
искус исторических размышлений и переживаний - это лучший залог
ожидаемого богословского обновления. Можно сказать, что виднейшими
представителями отечественной религиозной философии XX в. историческая
чуткость русской мысли рассматривалась как важная особенность
предшествующей философской традиции, диалог с которой всегда оставался
существенным стимулом их собственного философского творчества.