Классический эпистемологический фундаментализм
Представление
о том, что знание должно строиться на твердых, достоверных и
безошибочных основаниях, является наиболее почтенной и влиятельной
позицией в теорий познания. Ее можно найти уже у античных философов, а в
наиболее четком и программном виде она была декларирована в Новое время,
уже известными вам Ф.Бэконом, РДекартом, Дж-Локком. Это представление
можно назвать классическим фундаментализмом, поскольку он доминировал в
классической философии, принимается многими и до сих пор, а все
альтернативы ему пока еще можно описать как более или менее серьезные
отклонения от него.
В классическом фундаментализме все наши представления разделяются на два
класса: те, которые основываются или выводятся из каких-то других, и те,
истинность которых не основана и не связана с достоверностью и
истинностью других положений. Можно сказать, что эти последние
представления основаны на самих себе. Они-то и считаются последним
основанием, фундаментом нашего знания. Строение знания здесь напоминает
вид постройки: предполагается, что в знании существуют некоторые
твердью, не подверженные ошибкам базисные элементы, на которых как на
фундаменте воздвигается с помощью логически контролируемых процедур -
дедукции или индукции - надстройка всего остального знания.
Существует два вида эпистемологического фундаментализма
-рационалистический и эмпиристский. Наиболее известным представителем
первого был Декарт, который полагал, что с помощью интуиции можно
обнаружить настолько ясные, отчетливые и самоочевидные идеи (от относил
к ним такие идеи, как "существование Я", "существование Бога", "целое
больше части" и т.п.), что в их достоверности невозможно усомниться. Они
освещены естественным светом разума. Отправляясь от этих базисных идей,
с помощью дедукции можно строить всю остальную систему знания, подобно
тому, как в геометрии Евклида из немногих аксиом выводится все наше
знание о геометрических фигурах. В эмпиристском фундаментализме,
отстаивающем значение естественного света опыта, в качестве базисных
элементов берутся данные непосредственного чувственного опыта. Здесь
получает свое выражение главный принцип эмпиризма Только суждения,
выражающие непосредственную фиксацию фактов с помощью органов чувств,
являются самодостаточными. Напротив, все остальные суждения нуждаются в
поддержке и могут получить ее только от суждений чувственного опыта. Вот
как эту установку защищал Мориц Шлик (1882-1936), лидер Венского кружка,
бывшего в 1920-30-е годы цитаделью современного эмпиризма: "В любом
случае независимо от того, какую картину мира я рисую, я всегда буду
проверять ее истинность в терминах моего собственного опыта. Я никому и
никогда не позволю отнять у меня эту опору: мои собственные предложения
наблюдения всегда будут последним критерием. И я буду восклицать: "Что я
вижу, то вижу!"
Подчеркнем еще раз важный пункт, общий для обоих видов
эпистемологического фундаментализма. Базисное знание, трактуемое в одном
случае как ясные идеи разума, в другом - как данные непосредственного
чувственного опыта, полагается на роль базисного потому, что оно
истолковывается как абсолютно достоверное и в принципе не подверженное
ошибкам. Именно поэтому оно, во-первых, может быть фундаментом и,
во-вторых, от него достоверность и истинность могут транслироваться,
распространяться на все остальное знание.
Нетрудно видеть теперь, чем должна заниматься эпистемология согласно
классическому фундаментализму. Она должна показать, как наши
представления и убеждения о мире природы, о нашей истории и возможном
будущем, о состояниях сознания других людей и т.п. могут быть
обоснованы, исходя из базиса, ограниченного, например, только
утверждениями о данных нашего чувственного опыта. Если это удастся
сделать, то эпистемология выполнит свою задачу, если нет - то нам
придется перейти в стан скептиков.