Что такое знание?
Трудно,
может быть, даже невозможно дать четкое определение того, что есть
знание". Дело в том, что, во-первых, это понятие является одним из самых
общих, а таковым всегда сложно дать однозначное определение. Во-вторых,
существует достаточно много различных видов знания, и их невозможно
уложить в один ряд.
Приняв это во внимание, попробуем все же прояснить, что же такое знание.
обычно, когда мы говорим, что знаем нечто, мы полагаем, что имеем об
этом "него" достаточно правильное и достоверное представление. Мы также
убеждены в ом, что наше представление не является заблуждением, иллюзией
или только нашим личным мнением. Наконец, мы можем привести какие-то
обоснования и аргументы, подкрепляющие это убеждение. Таким образом, в
нашей обычной жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые
соответствуют реальному положению дел и которые имеют определенные
основания.
Общий дух этого характерного для здравого смысла понимания знания
сохраняется и в эпистемологии, которая вместе с тем уточняет и проясняет
заложенные в этом понимании моменты. Стандартная эпистемологическая
трактовка того, что "субъект S знает некий предмет Р" включает в себя
следующие три условия: (1) условие истинности (адекватности) - "S знает
Р, если истинно, что Р"
Я знаю, что Санкт-Петербург расположен севернее Москвы, если
Санкт-Петербург действительно расположен севернее Москвы. Если же я
утверждаю, что Волга впадает в Тихий океан, то это мое утверждение будет
не знанием, а ошибочным мнением, заблуждением.
(2) условие убежденности (веры, приемлемости) - "если S знает Р, то S
убежден (верит)в Р"
Когда я говорю, например, что знаю, что в России есть президент, то я
верю, что он действительно существует. В обычных случаях знание,
собственно, и есть такое убеждение или такая вера, их невозможно
разделить. Представьте себе ситуацию: вы подходите к окну и видите, что
идет дождь. Вы говорите: "Идет дождь, но я в это не верю". Абсурдность
этой фразы показывает, что наше знание есть убеждение.
(3) условие обоснованности - "S знает Р, когда может обосновать свое
убеждение в Р" Это условие позволяет отграничить знание от счастливых
догадок или случайных совпадений. Положим, вы спросили пятилетнего
малыша: "Сколько планет в Солнечной системе?" - и услышали в ответ -
"Девять". Скорее всего, вы решите, что он лишь случайно угадал верное
число. И если он никак не сможет обосновать свой ответ, хотя бы ссылкой
на то, что слышал это от мамы, то вы будете считать, что у него нет
настоящего знания этого факта.
Итак, в соответствии с этой "трехчастной" трактовкой можно дать такое
краткое определение: знание есть адекватное и обоснованное убеждение.
Оно кажется достаточно простым и применимым ко всем видам знания. Однако
это не так. Каждое из этих трех слов скрывает под собой проблему.
Например, мы считаем, что механика Ньютона не вполне адекватна и что ее
сменила более точная теория Эйнштейна. Но разве теория Ньютона в
результате перестала быть знанием? И была ли она знанием до Эйнштейна,
когда в ее истинности было убеждено большинство людей? Сходные слова
можно сказать в адрес тысяч теорий, которые раньше стали достоянием
истории науки. Как может обосновываться знание, и существуют ли
достаточные основания? Этот вопрос также далек от ясности. Далее,
гипотезу обычно рассматривают как форму знания, однако нередко ученые не
слишком убеждены в верности выдвигаемых ими гипотез.
Может быть, стандартное понимание знания слишком приблизительно и грубо?
Отчасти это так, но важнее то, что знание - очень многообразный феномен,
который трудно уложить в прокрустово ложе одного определения.