Космология и онтология
Предметом
космологии является универсум, всеохватывающее целое, к которому
принадлежит все, что имеет пространственное или временное расположение.
Наши знания об универсуме постоянно увеличиваются. Но что касается
бытия, то наши знания о нем не увеличиваются. Мы можем быть
осведомленными о нем, чувствовать его присутствие, быть осененными
бытием, но никак не можем его знать. Может быть, чтобы лучше понять
бытие, нужно вынести универсум за скобки, снять все интересы и способы
утилитарно-практического ношения к миру, например, забыть о ежедневной
озабоченности - зарабатывании на жизнь, строительстве дома, участии в
социальном движении, помощи другим людям и т.д. Видимо, можно сказать,
что термины "универсум" и "бытие" суть лишь различные аспекты, различные
способы нашего отношения к реальности. Можно относиться к реальности как
к объективному материальному миру, как к некой натуральной субстанции,
имеющей свою структуру и содержание.
Универсум открыт для рационального объяснения, с ростом науки он
становится все более интеллигибельным. Мои знания об универсуме вполне
объективируемы, их я могу передать другому человеку. Но бытие - это не
часть универсума, его содержание, или внутренняя структура, оно не
становится по мере наших знаний чем-то более понятным, интеллигибельным.
Оно за интелигибельностью. Оно не может быть объектом или
обстоятельством. Здесь нет увеличивающейся глубины и широты, нет чего-то
спрятанного. Здесь не бывает х. открытий. Образно говоря, адекватным
будет только молчание в присутствии бытия, однако это будет насыщенное
молчание, наполненное благоговеем перед чем-то принципиально
непостижимым. Однако это только образ, поскольку, как мы уже говорили
выше, философия - это не молчание, а попытка высказать невыразимое.
Осведомленность о бытии есть тип человеческого отклика на то, на что
способен откликнуться только человек. Наше выживание как человеческих
существ, наша жизнь зависят от опыта разумности. Однако осведомленность
о бытии не является необходимой для выживания или удовлетворения жизни.
Осведомленность о бытии (осененность бытием) обладает таким духовным
качеством, которое, добавляясь к разуму, вводит особое, специальное
измерение в наш опыт. М.Мунитц, известный американский метафизик,
сравнивает осведомленность о бытии с духовным здоровьем и говорит также
о том, что эта осведомленность, если она есть, является "невыразимым
аккомпанементом" любой деятельности или опыта'. Осененность бытием не
похожа на веру в Бога, поскольку бытие - это не источник универсума или
человека, оно не есть некая высшая целостность, оно не обладает
какой-либо степенью добра, любви, справедливости и т.п. Не имеет смысла
вера в бытие или в его конечный триумф. Не имеет смысла искать союза с
ним, в том понимании, в каком верующий или мистик ищет союза с Богом,
его нельзя достичь молитвой или послушанием. Мы можем быть открыты к
бытию, но оно не ищет и не ожидает открытия.
Осененность бытием создает другой порядок и качество жизни, отличные от
религиозной веры или научного понимания. Достижение этой осененности
есть специфически философская проницательность. Стоять в свете бытия -
не значит отрицать мир, превращать его в иллюзию, не значит отбросить
или минимизировать наши контакты с миром. Это просто означает, что у нас
появляется другое измерение нашего опыта, эта осененность окрашивает все
виды нашего взаимодействия с миром - практические, эстетические,
интеллектуальные ч т.д. "Бытие, говорил М.К.Мамардашвили, - это то же
самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к тому, чтобы мы были,
и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной гордости можно от этого
испытать".
Эйнштейн говорил, что в науке работают три категории ученых. Первые -
те, кто наделен исключительными интеллектуальными способностями, они
занимаются наукой так же, как спортом, это для них увлекательная игра.
Вторые - те, кто смотрит на науку как на способ зарабатывай денег, с
таким же успехом они могли бы заниматься чем-нибудь другим. Таких
большинство. Третьи - те, кто приходит в науку, толкаемый туда скукой,
монотонностью обыденной жизни, бессмысленной ее повторяемостью и
пустотой наших обычных стремлений и потребностей, которые никогда не
удовлетворяются. Наша жизнь ведь в этом плане никогда не получается. И
если человека охватило такое ощущение, то он уходит в науку. Потому что
занятие абстрактной наукой вынимает его из круговорота и стихийного
потока жизни, обрывает какие-то ненужные и нелепые зависимости.
Но еще с большим основанием, чем о науке, это можно сказать о
метафизике, метафизике как образе жизни, когда человек пытается жить
интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше сказать,
интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п., интересами, которые
направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия,
сущности и смысла человеческого существования. "Математика,
естествознание, законы, искусства, даже мораль, - писал И.Кант, - не
заполняют душу целиком, все еще остается в ней место, которое намечено
для чистого и спекулятивного разума, незаполненность которого заставляет
нас искать в причудливом или в пустяках, или же в мечтательстве
видимость занятия, а в сущности лишь развлечение, чтобы заглушить
обременяющий взор разума, требующего, в соответствии со своим
назначением, чего- то такого, что удовлетворяло бы его для него самого,
а не занимало бы его ради других целей или в пользу склонностей"'.
Слово "бытие" введено Парменидом. До этого предметом изучения в античной
науке и философии были сущие вещи, но не сущее как таковое. Парменидом
был сделан важный шаг вперед в деле становления философии. Как пишет
Доброхотов, проблема заключалась в самообосновании философии - может ли
мысль независимо от опыта открыть объективную, общезначимую истину.
Нужно было найти точку пересечения двух непересекающихся рядов - ряда
вещей и да мысли, точку совпадения мышления и бытия. У Пифагора такой
точкой было число, у Гераклита слово (логос), у Парменида - бытие.
Посмотрим текст Парменида в издании А.В. Лебедева:
"ЕСТЬ". На нем - очень много знаков,
Что сущее нерожденным, оно и не подвержено гибели,
Целокупное, единородное, бездрожное и законченное.
Оно не "было" некогда и не "будет", так как оно "есть" сейчас - все
вместе (одновременно)...
Как и откуда оно выросло? Из не-сущего ("того, чего нет")? Этого я не
разрешу ;'.
Тебе высказывать или мыслить, ибо нельзя ни высказать, ни помыслить: "Не
есть" .
Да и какая необходимость побудила бы его
(Скорее) позже, чем раньше, начав с ничего, родиться на свет?...
Равно как и из сущего сила достоверности никогда не позволит
Рождаться чему-либо кроме него самого...
Каким образом то, что есть (сущее-сейчас), могло бы быть потом?
Каким образом оно могло бы быть-в-прошлом (или "стать")?
Если оно "было" (или:"стало"), то оно не есть, равно как если ему ;
(лишь) некогда предел, стоит быть... ?
И оно неделимо, ибо оно все одинаково,
И вот тут его ничуть не больше, а (вот там) ничуть не меньше...
Тем самым Все непрерывно: ибо сущее примыкает к сущему. неподвижное, в
границах великих оков......
Таким образом, бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, оно
существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело бы от
чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, либо оно
есть все целиком, либо его нет; его не может, следовательно, быть больше
или меньше, оно здесь и сейчас, оно не может быть завтра или вчера; оно
целокупно и непостижно, невозможно про него сказать, что оно
развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно; оно
завершение, законченно, существует в строгих границах и похоже на
совершенно круглый шар, любая точка на поверхности которого одинаково
отстоит от центра. Шар, центр которого везде, а периферия нигде, - так в
Средние века определяли Бога.
То, что здесь говорится о бытии, мы можем засечь и приблизительно понять
через такие проявления в нас, такие бытийственные характеристики, как
совесть, любовь, честь, ум и т.д. Скажем, не может быть совести на
пятьдесят процентов, совесть неделима, либо она есть, либо человек
бессовестный, нельзя быть совестливым завтра или вчера, можно только
здесь и теперь, совесть не развивается, не становится лучше или хуже, и
совесть, наконец, не имеет причин во внешних эмпирических
обстоятельствах - поступил по совести, потому что просто не могу иначе,
нет никаких других внешних причин. К тому же мысль о совести и сама
совесть - это одно и то же, совесть дана нам только в мыслях, больше ее
нигде нет, и, только находясь в состоянии совести, способен человек о
ней мыслить. Отсюда ясно, что бытие вовсе не есть окружающий нас
материальный мир, совокупность вещей или какая-то высшая нематериальная
субстанция (Бог или мировой разум и т.д.). Бытие открывается нам,
становится доступным для нашей мысли, когда мы находимся в специфическом
бытийном состоянии - состоянии совести или любви (любовь также не бывает
на пятьдесят процентов, для нее также нет никаких материальных причин и
т.д.), в таком состоянии ума, а не просто знания), когда приходят мысли
и слова, в которых звучит голос бытия. Такие мысли нельзя вызвать,
сконструировать усилием воли, такие слова нельзя придумать. Бытие - это
то, что всегда уже есть, оно может только отрыться нам, если мы усилимся
и если нам повезет попасть в соответствующее состояние.
Если до Парменида философы размышляли о существующих вещах, то он первый
начал размышлять о сущем как таковом, что, собственно, и было началом
философии. Философы стремились теперь познать и объяснить то, что в
принципе не могло быть предметом опыта, что отсутствовало среди
существующих вещей и отношений, что можно познать только мыслью, и,
следовательно, мысль сама по себе, как они утверждали, может познать
истину.
Философы открыли новое измерение универсума, которое было несводимо
природе - ни к окружающему миру, ни к природе человека. Бытие и мысль
сливаются, потому что их определения совпадают. Парменид пришел,
согласно Доброхотову, к такой точке зрения, что среди мыслей как
субъективных человеческих состояний есть мысль, выводящая нас из
субъективности. Бытие не представимо, но мыслимо. Появился новый способ
мышления, считающий себя зависимым в своих основаниях от эмпирической
действительности - возникла специфичность философского знания.
Вторым мыслителем, поставившим вопрос о бытии, был Сократ. Сократ не
употреблял термина "бытие", но то, что он исследовал, на что направлял
внимание своего острого ума, и было бытием, тем бытием, о котором
говорил Парменид, но рассмотренным совсем с другой стороны. Сократ также
открывает реальность, которая не является ни природой, ни человеком, это
третья реальность, которая дана в мышлении. Именно она соответствует
тому, что стало называться бытием.
Сократ, например, пытался выяснить со своими собеседниками, что такое
прекрасное, и получал ответы, что прекрасное - это прекрасная девушка
или прекрасная лошадь, или что-нибудь еще. К таким же выводам приходили
люди, i он спрашивал их, что такое добро и зло. Оказывалось, что то, что
с одной стороны может быть добром, с другой - является злом, что злые
поступки могут приводить к добру и т.д. Оказывалось, что вещи и поступки
относительны, а л, идея, нечто общее в них - непреходящее и неизменное.
Непреходящи и неизменны прекрасное вообще, добро вообще, справедливость
вообще. Идеи, выражающие смысл, не отражают нечто, какую-либо реальность
вне их. Никакая реальность идее, чистой мысли не соответствует, они сами
являются реальностью, несводимой ни к миру, ни к усилиям субъективной
мысли. Они - продукты сознания, но сознания особого, специфических
усилий мысли, мышление здесь - жизнь в строгом и точном смысле этого
слова Биологический и психологический смысл и содержание жизни лишь
производны от онтологического. Это жизнь, когда нет готовых образцов,
когда во всем нужно сомневаться, когда нечто принимается и кладется в
основание моих поступков, потому что я так решил, а не кто-то за меня со
стороны, потому что мне был голос, голос Бога или голос бытия,
составляющего мою сущность. Когда я знаю из себя - это знание
несомненное и достоверное, тогда я не могу совершить плохого поступка ни
намеренно, ни нечаянно. Для святого нет закона - скажут много позже
христианские мудрецы. Мудрый человек не делает ошибок
В то же самое время это знание имеет специфический смысл. Добродетель -
знание, красота - знание, и в то же время я знаю, что я ничего не знаю.
Знание о незнании есть самое глубокое знание, его нельзя передать
другому, оно может вырасти из внутреннего осмысления. Это знание,
постижение своего сознания, мышления, пытающегося удержаться в своем
бытийственном, т.е. чистом статусе. Вещи не стоят того, чтобы их знать,
Сократ, например, не интересовался астрономией, а бытие знать
невозможно. Чем в большей степени мышление является мышлением, чем
больше исследует само себя, чем очевидней и надежней его содержание, тем
в большей степени оно существует, ибо тем более совпадает со своей
собственной природой. Тем больше оно приобретает признаки бытия. То, что
искала космология, было найдено в человеке. Чем истинней мы мыслим, тем
в большей степени существуем.
То, что существует мысль, в строгом смысле слова не человеческая мысль,
которая тождественна бытию - основная идея Парменида. Основная интуиция
Сократа, подлинной мерой бытия может быть индивид, живущий в особом
бытииственном режиме - в том режиме, в котором живут красота вообще,
добродетель, ум. Добродетель Сократа - то же бытие Парменида, она
однозначна, неделима, не имеет степеней, не может быть вчера и т.п. Обе
концепции открывают особый вид реальности, не являющейся ни космосом, ни
человеком, но относящейся к ним как действительность к видимости В обоих
случаях мыслить и быть - одно и то же'.
Синтез идей Парменида и Сократа - архетип всех будущих онтологических
концепций.