Здравый смысл. Наивный реализм
Что
означает тезис о том, что здравый смысл является первичным в
концептуальном отношении? Давайте сравним то, как человек приобретает
здравый смысл, с тем, как он осваивает более специализированные и более
сложные виды знания - научное, техническое, религиозное и т.п.
Здравый смысл - это представления людей о природе, обществе, самих себе,
складывающиеся под воздействием их повседневного жизненного опыта и
общения. В процессе эволюции общества, культуры и человеческого мышления
эти представления проходят довольно жесткий отбор. Лишь такое знание
закрепляется в арсенале здравого смысла, которое достаточно адекватно
отражает среду человеческой жизнедеятельности и соответствует его формам
практики.
Важно подчеркнуть, что здравому смыслу с его "житейскими понятиями" (как
их называл известный психолог Л.С.Выготский) никто не обучает специально
и планомерно. Он осваивается всеми нормальными людьми в естественном
жизненном процессе, в повседневном общении людей, в частности детей и
взрослых, в действиях с предметами нашего обычного жизненного мира. Это
сходно с тем, как мы осваиваем родной язык, с которым, кстати сказать,
здравый смысл связан очень тесно.
Важно и то, что для своего освоения здравый смысл не требует какого-либо
предварительного знания. Он не является переинтерпретацией знания о
вещах, известных нам каким-то иным образом. Мир впервые предстает в
сознании человека в формах и понятиях повседневного здравого смысла.
Именно поэтому а можем говорить о его концептуальной первичности.
Здесь можно привести такую, достаточно точную, аналогию. Подобно тому, к
мы изучаем и осваиваем второй (иностранный) язык на базе первого
(родного) языка, так и научным или другим специализированным знанием мы
овладеваем на основе нашего "первого" знания - неспециализированного,
более или менеe применимого ко всем сферам человеческого опыта здравого
смысла. Но и усвоив сколь угодно большие запасы теоретического знания,
мы не перестаем оставатъся субъектами обыденной жизни, и в большинстве
ситуаций используем здравый смысл как неизбежный для нас и универсальный
вид знания.
Некоторые философы, например Платон и Гегель, очень невысоко оцениваем
познавательное значение здравого смысла и считали, что наука и философия
радикальным образом порывают с его "плоскими и вульгарными истинами" и
строят свой, совершенно иной теоретический мир. Но такая позиция далека
от реальности. Здравый смысл и естественный язык продолжают оставаться
концептуально истоком даже самых абстрактных теоретических построений и
специализированных языков науки. "Вся наука является не чем иным, как
усовершенствованием повседневного мышления"', - утверждал Альберт
Эйнштейн, который в рей теории относительности, казалось бы, наиболее
далеко отошел от обычных представлений здравого смысла.
Пока мы приводили аргументы в пользу важности и неизбежности здравого
смысла. Но возникает вопрос: если он столь хорош, то зачем тогда вообще
нужна наука? Дело в том, что хотя здравый смысл необходим и неизбежен в
концептуальном отношении, то, что он утверждает о существовании и
свойствах вещей, в определенном смысле является ложным. Это связано с
наивным реализмом - общей эпистемологической установкой, встроенной в
повседневное мышление.
Наивный реализм - это убеждение в том, что реально все, что нормальный
человек воспринимает в нормальных условиях (при хорошем освещении, в
подходящей перспективе и т.п.) и описывает общепринятым и
соответствующим фактам языком.
Конечно, могут встречаться обманы чувств, иллюзии (например, преломление
палки на границе воды и воздуха, увеличение размеров солнечного диска
при закате и т.д.), но все это, с точки зрения наивного реализма,
единичные явления. илом же мир, окружающий нас, мир цветных, пахнущих и
звучащих вещей - деревьев с шелестящей листвой, журчащей воды, столов и
стульев и т.п. - имен, но таков, каким мы его воспринимаем.
Между тем наука говорит нам, что чудный запах розы суть лишь диффузия
молекул определенных веществ в воздухе, что звуки и цвета - волновые
процессы, что все эти цветные макрообъекты на самом деле являются
композициями огромного числа бесцветньк и беззвучных микрочастиц. Еще
Демокрит учил, что вокруг нас лишь иллюзия, "кажимость", реальны только
"атомы и пустота".
И современная наука полагает основой реального поля, микрочастицы и их
взаимодействия