фрэнсис бэкон
Фрэнсис
Бэкон (1561-1626)
Ф.Бэкон родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве
Елизавете. С 12 лет обучался в Кембриджском университете (колледже
св.Троицы). Избрав политическую карьеру в качестве жизненного поприща,
Бэкон получает юридическое образование. В 1584 г. избирается в палату
общин, где остается до восшествия на престол Иакова I (1603г.) и разгона
парламента. Начиная с этого времени он быстро поднимается по
политической лестнице, достигнув в 1618 году должности лорда-канцлера.
Весной 1621 года Бэкон был обвинен палатой лордов в коррупции, предан
суду и от сурового наказания освобожден лишь по милости короля. На этом
политическая жизнь Бэкона завершилась, и он всецело отдался научным
занятиям, которым и до того посвящая много времени.
Наиболее известный труд его - Новый Органон - вышел в свет в 1620 году
Бэкон написал за свою жизнь много книг, из которых следует упомянуть
также "Опровержение философией(1608), О достоинстве и приумножении
наук(1623) и вышедшую посмертно Новую Атлантиду.
В истории философии и науки Ф.Бэкон выступил как провозвестник опытного
естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки,
отправляясь от твердо принятых и последовательно продуманных
представлений о значении знания в обществе и человеческой жизни. Уже в
Кембридже юный Бэкон остро пережил неудовлетворенность традиционной
(схоластической) наукой, полезной, по его словам, лишь для побед на
университетских диспутax но не в решении жизненных задач, стоящих перед
человеком и обществом Старая философия бесплодна и многословна - таков
краткий вердикт Бэкона Главным делом философа становятся критика
традиционного познания и Издание нового метода постижения природы вещей.
Он упрекает мыслителей прошлого за то, что в их трудах не слышно голоса
самой природы, созданной Творцом.
Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению
благополучия и достоинства человека. Это и свидетельство выхода
человечества на дорогу истины после долгого и бесплодного плутания в
поисках мудрости. Обладание истиной обнаруживает себя именно в росте
практического могущества человека. Знание - сила - вот путеводная нить в
прояснении задач и целей самой философии.
Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и
понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не
знает и не может ничего- этим афоризмом Бэкона открывается его Новый
Органон. Возможности человеческого разумения и науки совпадают, поэтому
так важно ответить на вопрос: какой должна быть наука, чтобы исчерпать
эти возможности?
Учение Бэкона разрешает двуединую задачу - критически проясняет
источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и
указывает на правильные методы овладения истиной. Критическая часть
программы Бэкона ответственна за формирование методической дисциплины
научного разума. Впечатляет и позитивная ее часть, но она написана, по
замечанию великого Гарвея, личного врача Бэкона, по лорд-канцлерски.
Итак, что же препятствует успешному познанию природы? Приверженность к
негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона,
господством над сознанием людей так называемых идолов. Он выделяет
четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Так образно
представлены типичные источники человеческих заблуждений.
Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения
нашей собственной природы с природой вещей. Последняя отражается в ней
как в кривом зеркале. Если в человеческом мире целевые (телеологические)
отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? - то
те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не
объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь
законен лишь вопрос: почему? Наш ум следует очистить от того, что
проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и
только Природе.
Идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из такого источника, как
наше индивидуальное (и случайное) положение в мире. Чтобы освободиться
от их власти, необходимо достигать согласия в восприятии природы из
разных позиций и при различных условиях. В противном случае иллюзии и
обманы восприятия затруднят познание. Идолы рынка- это заблуждения,
проистекающие из необходимости пользоваться словами с уже готовыми
значениями, принимаемыми нами некритически. Слова способны подменить
обозначаемую ими вещь и взять ум в свой плен. Ученый должен быть
свободен от власти слов и открыт самим вещам для того, чтобы успешно их
познать.
И, наконец, идолы театра - заблуждения, проистекающие из безусловного
подчинения авторитету. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в
изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из
основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один
авторитет, авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании
Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается
Природа. Разведение двух истин - божественной и человеческой - позволило
Бэкону примирить существенно различные ориентации познания, вырастающие
на почве религиозного и научного опыта, укрепить автономность и
самозаконность науки и научной деятельности.
Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков открытый
и внимающий опыту - таково исходное положение бэконовской философии. Для
овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы
с опытом, гарантирующему нам успех. Бэкон противопоставляет этот
привычному пути Традиции следующим образом: Есть только две возможные
дороги поисков и обнаружения истины. Одна от чувства и частных случаев
переносит сразу к аксиомам самого общего характера, и затем дает дорогу
суждениям на основании этих принципов, уже закрепленных в их
незыблемости с тем, чтобы вывести на их основании промежуточные аксиомы;
это наиболее распространенный путь. Другая - от чувства и частного
приводит к аксиомам, постипенно и непрерывно поднимаясь по ступеням
лестницы обобщения, до тех пор, пока не подведет к аксиомам самого
общего характера; это самая верная дорога, хотя она еще не пройдена
людьми. Второй путь это путь методически продуманной и
усовершенствованной индукции. Дополнив индукцию целым рядов приемов,
Бэкон стремится превратить ее в искусство вопрошания природы, ведущее к
верному успеху на пути познания. Основав свою философию на понятии
опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших
знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма - одной из ведущих
философских традиций новоевропейской философии.
Родоначальник эмпиризма вместе с тем ни в коей мере не был склонен
недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в
способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая
позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею
правильным образом. Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением
деятельности пчел, собирающих нектар со многих цветков и
перерабатывающих его в мед, с деятельностью ткущего паутину из самого
себя (односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу
разные предметы (односторонний эмпиризм). Почему же тем не менее, он
остается философом эмпиризма? Ценность разума - в его искусстве
извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой
не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к
их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум
можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины
из опыта) но опыт в своем определении и пояснении в указании на разум не
нуждается, а потому может рассматриваться как инстанция от разума
независимая и самостоятельная.
Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были
заложены французским философом Рене Декартом.