Православный фашизм наступает
А доктрина-то с душком! Русские национал-клерикалы предложили масштабную
политическую доктрину, а митрополит Кирилл стал ее промоутером
На "соборных слушаниях" национально-церковного политклуба, претенциозно
названного "Всемирный русский народный собор", слушали: громоздкий (800
страниц!) политический документ под названием "Русская доктрина".
Постановили: принять ее за основу для консолидации и широкой дискуссии,
рассказать о ней детям на специальном детском соборе и предпринять еще
массу мероприятий для широчайшей популяризации доктрины.
"Русская доктрина" не является, по утверждениям ее разработчиков,
документом практического характера (декларацией, политической
платформой, программой и т.п.), но есть некий интеллектуальный продукт,
призванный консолидировать все патриотические силы и противостоять
разрушению национальной ментальности.
Понятно, что растущему как на дрожжах национал-клерикализму нужна
свояидеологическая база, в форме некоей новой "нетленки", достаточно
большой по объему и внушающей трепет своими бесспорными, как звон
церковных колоколов, тезисами.
Но если размышлять над доктриной без "религиозного" трепета и
благоговения, то уже с первых строк становится очевидным, что перед нами
лишь очередной шедевр клерикального национализма. Хотя бы потому, что
авторы оперируют в качестве основополагающего понятием "русский" в
противовес понятию "российский", и даже пытаются это теоретически
(кое-где и богословски) обосновать, продолжая, впрочем, упорно называть
свою страну Россией, а не Русью. В данном же случае было бы куда
эффективнее обратиться к сфере реального существования русского языка,
чтобы сразу стало ясно: понятие "русский" означает принадлежность к этой
нации в силу происхождения, в отличие от определения "россиянин",
которое очень четко и емко фиксирует по-настоящему уникальную
особенность России – ее многонациональный и многокультурный характер.
Дальнейшее прочтение объемистого творения приводит, однако, к довольно
печальным выводам: гора экспертов из околоправославной тусовки родила
мышь. Пожалуй, единственный абзац, всерьез заинтересовавший в этом
труде, касался неприятия американской однополярности и формирования
Штатами виртуальной экономики, что довольно болезненно ударяет по
остальному миру. Да и в целом экономическая часть, пожалуй,
единственное, что представляет интерес для многостороннего обсуждения.
Однако не это стало основной составляющей доктрины. Основной ее смысл –
идеологическое и квазирелигиозное обоснование клерикализма. Этому
посвящена главная часть документа под № 2, озаглавленная "Русский дух".
После того, как среди авторов этой главы обнаружились Р.А. Силантьев и
К.А. Фролов, невольно, почти по Чехову, подумалось: а доктрина-то с
душком!
Вместо американской однополярности авторы доктрины предлагают русскую
однополярность, ибо духовная суверенность России – "система стропил,
поддерживающая свод над всеми народами мира, дающая мировому целому
равновесие и стабильность". Русская нация, судя по тексту, представляет
собой силовое поле, которое удерживает в себе различные этнические и
социальные группы. В переводе с "русскодоктринального" это означает –
мы, русские, главные тут, а вы, грязная нерусь, то есть всякие там
мусульмане, татары и прочие буддисты (иудаистам места в "русском мире"
вообще нет и быть не может), существуете здесь постольку, поскольку мы
как сила притяжения даем вам такую возможность. А потому, что хотим в
отношении вас, то и творим. Вон уже, оказывается, большинство населения
в Татарстане стало христианским... За такими
"объективно-социологическими" утверждениями легко угадывается их автор.
Так же, как угадывается он и еще за одной концепцией, изложенной в
доктрине. Вот ее суть вкратце. Православная Церковь является
единственной нерасчлененной традиционной структурой исторической России
(?!). Государству надо подхватить инициативу Церкви и поддержать курс на
духовную, моральную и политическую консолидацию народа. Заметим,
государство должно включиться в этот процесс во вторую очередь. Довольно
недвусмысленный намек: священство остается выше царства и в начале
третьего тысячелетия. А само православие нужно рассматривать не как
сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную всей
национально-государственной традиции России. Предлагается создание
конфессионального государства в России по примеру таких, приведенных в
тексте, стран как… Израиль, Таиланд, Мавритания, Иордания. Поражает
эрудиция авторов – из этого списка только Мавританию можно назвать
конфессиональным государством, а вот Израиль упорно держится за
светскость, тем более уж хорошо знакомый нашим туристам Таиланд, который
отказался ввести положение о буддизме как "традиционной религии" в новую
конституцию страны.
Для реализации этих целей, а также определенного политического
противодействия государству (если оно уж слишком будет упорствовать в
своей светской и секулярной политике), предлагается создать
общероссийскую "сеть" из монастырей и "орденов" мирян, которая, помимо
мобилизации ресурсов для клерикальной деятельности, будет еще
заниматься… выпуском ультрасовременных ноутбуков, с которыми будут
изображаться в будущем на своих иконах многие нынешние "православные"
гуру. И непременно в облаках.
Формат комментария, к сожалению, не дает возможности сделать полный
анализ "Русской доктрины". Однако вывод уже, вероятно, у читателя
сформировался. Перед нами – типичный пересказ кабинетно-славянофильских
идей века XIX (по проблемам внутренней жизни) и "евразийства" века XX –
по вопросам жизни международной. Все это, вплоть до самого недавнего
времени, и пишется, и читается. Безусловно, такие идеи нужны, но
необходимо, чтобы они формировались с учетом и реальной истории России,
и всех нюансов ее сегодняшнего состояния. А этого в "Русской доктрине",
очевидно разрабатывавшейся в камерной атмосфере различных
"византистских" и "православно-предпринимательских клубов", нет ни на
йоту. Зато хватает политиканствующих призывов в духе и тональности самых
страшных лет России. Как говорят, история повторяется дважды: первый раз
как трагедия, второй – как фарс. Трагедию мы уже пережили.
Валерий-Исмаил Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"
Вместо P.S. – из пункта 10 "Русской доктрины":
Наша бюрократия до сих пор занимается преимущественно тем, что
осуществляет юридическое и бухгалтерское прикрытие своего потребления.
Класс управленцев в России застоялся фактически со сталинских времен. Но
откладывать дальше обновление административных кадров значит ставить под
угрозу существование России как суверенного государства. Необходимы
масштабная ротация элит и масштабные репрессии. Когда мы говорим о
репрессиях, мы имеем в виду не столь жесткие меры, которые
использовались Сталиным или Иоанном Грозным. На этот раз они должны
носить скорее идейно-политический характер и ограничиваться лишением
статуса и (в ряде случаев) конфискацией имущества" (подчеркнуто нами –
В.Е).
Хороших и, главное, надежных союзников по идеологической части нашла
себе чиновная корпорация российского государства!
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЗА РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Как и в старь, получив власть РПЦ преднамеренно провоцирует
межнационально -религиозную рознь в России. Она с явным умыслом желает
создать у всего населения ксенофобско- нетерпимое отношение ко всему не
православному.
Для этого она оскорбляет иные культуры и духовные традиции унизительным
словом «секта». Но это не просто неправомерно оскорбительный термин, как
говорят многие правоведы и правозащитники, после него задействуется
общественно опасный механизм травли неугодной РПЦ культуры, по всем
законным и не законным каналам. После клеветнических ксенофобских
проповедей служителей РПЦ, православные чиновники систематически
начинают нарушать Конституцию РФ и другие законы и международные акты,
по части свободы совести, что компрометирует нашу страну в глазах
мирового сообщества. СМИ начинают тиражировать раздутую церковную
клевету и ложь, пороча репутацию неугодной православию культуры.
После этого, возбуждённые истерией, православные фанатики-экстремисты
совершают нападения на здания, имущество и граждан России -
последователей, неугодной церкви, духовной культуры, оскорбительно
обозванной "сектой" и оклеветанной служителями РПЦ.
Известны неоднократные случаи: распыления ядовитого газа православными
экстремистами для отравления "сектантов", случаи их убийств и избиений,
взрывов, погромов и порчи имущества и помещений принадлежащим неугодной
РПЦ организации.
Из вышеперечисленного видно, что оскорбляющий честь и достоинство людей,
их убеждения- эпитет «секта», автоматически влечёт за собой и умышленную
клевету с целью подорвать деловую репутацию организации, и её учения.
Кроме того, унизительное слово «секта» и сформированная вокруг него
атмосфера православной нетерпимости и озлобления провоцирует
фанатиков-экстремистов РПЦ, на совершение преступлений, угрожающих жизни
и здоровью граждан РФ- последователей неугодной православию культуры,
порчи их личного имущества и имущества их организации. Всё это является
недопустимым и преступным.
Пора привлекать к строгой уголовной ответственности всех провокаторов и
исполнителей этих преступно-ксенофобских деяний, начиная от потерявших
ум и совесть служителей, чиновников и до православных убийц и
погромщиков
Сколько можно закрывать глаза на творящийся в стране православный
бандитизм и коррупцию!
Неужели мы хотим, как в Косово раздуть религиозно-национальный пожар в
своей много национальной и много конфессиональной России?
Всеволод Наумов
Над пропастью во ржи. Митрополит Кирилл сделал первый шаг к конкретному
воплощению идеи "русской цивилизации" в рамках "Русской доктрины"
Господа-академики, написавшие письмо президенту России об опасности
клерикализации страны, как в воду глядели. Превращение Российской
Федерации в православную авторитарную национально-русскую империю – это
один из существующих политических проектов, выраженных в 800-страничной
"Русской доктрине". Текст этой "доктрины", отвечающей на все вопросы,
формулирующей все грани "национальной идеи" и идущей на смену
"Моральному кодексу строителя коммунизма", был подготовлен целым рядом
известных и не очень православных экспертов - таких, как А. Кобяков, В.
Аверьянов и В. Кучеренко (М. Калашников), Егор Холмогоров и т.д.
Соавторами доктрины являются практически все авторы сайта "Правая.Ру" во
главе с его главным редактором Ильей Бражниковым.
Церковную поддержку на официальном уровне доктрина получила только 20
августа 2007 года в ходе первых слушаний по "Русской доктрине" в Отделе
внешних церковных связей Московского патриархата, прошедших под
председательством митрополита Кирилла (Гундяева). В итоговом протоколе
слушаний отмечается: "Доктрина, созданная по инициативе фонда "Русский
предприниматель", представляет собой важный вклад в мировоззренческое и
политическое самоопределение России. В предельно сжатом виде
предлагаемое авторами доктрины видение будущего страны может быть
определено как "динамический консерватизм". Будучи одобренной в ОВЦС,
доктрина призвана стать одной из ключевых тем для обсуждения в РПЦ МП во
время бурного политического сезона конца 2007 – 2008 годов. В начале
ноября 2007 года состоится дискуссия по доктрине во время выставки "Русь
православная", приуроченной ко Дню народного единства. В феврале 2008
года авторы доктрины будут устроителями XII ВРНС детей и молодежи, а в
июле 2008 года Программа среднесрочных преобразований России (часть
"Русской доктрины") будет представлена в ходе Соборного съезда
Екатеринбургского отделения ВРНС (архиепископ Екатеринбургский Викентий
является одним из активных сторонников доктрины).
В год политических выборов РПЦ МП предстает перед политическим классом с
собственной, детально разработанной политической платформой. Такого
собственноручно написанного документа нет ни у одной российской партии
или общественного движения. У других все расплывчато, все непонятно, все
сиюминутно и шатко. Для одних твердым основанием является лишь
действующая власть, для других - необузданный популизм (достаточно
прочитать плакаты партии "Народный Союз" С. Бабурина и В. Алксниса о
том, что они создадут особый фонд и выплатят каждому россиянину по 4
млн. рублей за приватизацию). Православие – это ядро "Русской доктрины",
и политически активные православные во главе с митрополитом Кириллом не
ждут результатов выборов, а сами делают шаг навстречу своей политической
определенности. Во вступительном слове на соборных слушаниях 20 августа
митрополит Кирилл, естественно, затронул тему выборов, отметив, что в
предвыборный период консолидация вокруг "традиционных ценностей" избавит
общество от конфронтации. Более того, митрополит Кирилл заранее поставил
выборы без "традиционных ценностей" под сомнение: "Очередные выборы
могут повлиять на изменение базисной парадигмы общества и государства. Я
глубоко убежден в том, что политические выборы ни в коем случае, ни при
каких обстоятельствах не могут посягать на базисные ценности страны".
Выражая поддержку "Русской доктрине", митрополит Кирилл оказывается в
выигрышной ситуации, когда сильная власть настолько сильна, что
действительно может принять доктрину в качестве руководства к действию,
пусть даже не целиком, а хотя бы частично. Кроме того, каким бы ни был
президент после 2008 года, инициатива по устроению
государственно-конфессиональных отношений находится сегодня у
патриархии. Тем более, что эти отношения до сих неопределенны, основаны
на личных пристрастиях главы государства и - в некоторой степени - на
принципе свободы совести, провозглашенном в Конституции РФ. Вынудить
власть в любом случае приближаться к идеалу "Русской доктрины" - это
стратегическая цель сторонников (они же - соавторы) доктрины.
Те, кто внимательно следит за идеями, которые высказывают митрополит
Кирилл и его зам протоиерей Всеволод Чаплин, могут сказать, что в
поддержке со стороны церковного руководства "Русской доктрины" нет
ничего необычного. Прежде всего, идея митрополита Кирилла о самобытной
"русской цивилизации", которая славится своей соборностью и несовместима
с западными нормами демократии, получила свое естественное продолжение в
"Русской доктрине". Доктрина стала алгоритмом действий и указаний того,
как построить по законам "русской цивилизации" государственное
управление, образование и науку, экономику, внешнюю и внутреннюю
политику и т.д. Поддерживает ли эту доктрину вообще все руководство РПЦ
МП – остается вопросом риторическим. Скорее всего, это руководство со
столь пространным документом ознакомиться просто не сможет. Буквально
через день после обсуждения доктрины в ОВЦС МП в интервью Патриарха
Алексия II газете "Комсомольская правда" "Уныние - это грех. Христианин
должен быть оптимистом!" ("Комсомольская правда", № 122-т/34 (23955-т)
от 23.08.2007 года) не было сказано ни слова о доктрине и ее имперском
идеале. Наоборот, Патриарх еще раз подчеркнул: "Убежден, что
конституционно Церковь должна быть отделена от государства и не
вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не
должно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Это два различных
института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить
людям".
Что же, возможно, пугает Патриарха, а также может насторожить
представителей церковной и нецерковной общественности в "Русской
доктрине"? Что стоит за магическими словами митрополита Кирилла о
"необходимости консолидации российского общества на базе традиционных
ценностей" и о необходимости положить их в основу модернизации России, о
чем он еще раз заявил в прямом эфире радиостанции "Маяк" (22.08.2007,
программа "Панорама"). В какую пропасть величия русского народа тянут
нас авторы доктрины?
Любой может ознакомиться с объемным текстом "Русской доктрины",
опубликованном на специально созданном для этого сайте. Доктрина
затрагивает практически все возможные вопросы развития страны от реформ
экономики и власти до создания национально ориентированной
бизнес-корпорации. Мы схематично выделим лишь некоторые черты доктрины,
которые касаются государственного устройства и роли Церкви.
Во-первых, идеалом авторов доктрины является империя, историческая
Россия с XV века (когда она начала создаваться по лекалам
монголо-татарской деспотии) и до наших дней. Одна из глав доктрины
красноречиво называется "НАША ДЕРЖАВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ШЕДЕВР". Авторы
призывают "восстановить Россию" в границах СССР по состоянию на 1 января
1989 года. Главным правовым принципом доктрины является следующее
"богословское" утверждение, догмат национальной веры, приходящей на
смену святоотеческому православию: "Россия учреждена Богом и не может
быть переучреждена кем бы то ни было". В связи с этим авторы призывают
отказаться от признания ценностей прав человека, разделения властей,
"привнесенных Французской революцией".
Во-вторых, основанием империи является "служение интересам нации",
причем только одной нации - русской. Тут авторы "оторвались по полной",
открыто поставив граждан России нерусской национальности в положение
людей "второго сорта". Как отмечается в доктрине, Россия –
мононациональная страна, так как ядром ее является русский народ,
носитель высокой культуры, скрепляющий между собой множество этносов.
Русские - нация, остальные ("нерусь") - в лучшем случае "этносы". (Тут
остается лишь порадоваться за чистоту расового и этнического
происхождения главного церковного промоутера доктрины. Вот, например,
Патриарху Алексию II с этим повезло гораздо меньше).
В-третьих, православие и Церковь становятся символом нового русского (но
не "ново-русского"!) государства: "Само православие нужно рассматривать
не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную всей
национально-государственной традиции России… Необходимо восстановление
символики идентичности, а "верность православию" сегодня можно
расценивать как знак верности самой нации". Более того, государственные
посты в русском государстве, покорившем разные "этносы", смогут занимать
только православные. Тремя ведущими традиционными конфессиями признаются
православие, ислам и буддизм (иудаизм - "жидовская вера" - исключен).
Наряду с этим, в разделе "Гармония между традиционными
вероисповеданиями" описываются будущие отношения между православием и
исламом. В разделе "Основные тенденции религиозной жизни России"
говорится о том, что численность иных конфессий и религий все равно
уменьшается.
В-четвертых, все перечисленное, как и описанная в доктрине
протекционистская национальная экономика на основе частной
собственности, возможно лишь при условии изменения государственного
устройства. Основой нового государства должно стать "гармоническое
сочетание демократии, аристократии и автократии" и
сословно-корпоративное управление. В разделе "Два варианта
"конституционных преобразований" фактически дается два варианта отмены
Конституции РФ – полный отказ от нее и превращение ее в некий символ.
Главная задача – убрать из Конституции федеративные принципы и право
наций на самоопределение. Сословно-корпоративное управление Россией
будут осуществлять советы – Военный, Совет Традиционных религий,
представляющий главным образом РПЦ МП, Стратегический совет России,
Государственный совет по экономике, общенациональным проектам и
инновациям и Государственный совет по культуре.
Рисуя образ будущей России, авторы "Русской доктрины" надеются на то,
что им удастся построить "цивилизацию православных воинов", которые,
если надо, могут не дрогнув применить и ядерное оружие (и, вспоминая
нашумевшие высказывания о. Всеволода Чаплина, вовсе принести в жертву
все человечество ради неких святынь). Первой угрозой объявляется
стремление включить соседние с Россией страны в ЕС или НАТО, а также
"деструктивное вмешательство" со стороны Запада. Главные союзники
русских, согласно доктрине, – Китай и "новые индустриальные страны"
Азии, Африки, Латинской Америки, Саудовская Аравия ("ваххабитская",
между прочим) и "страна-изгой" Иран. Православные эксперты настроены
решительно: "В нашей этической системе сила является источником блага, а
государство, которое не может проявить силу, не может считаться и
суверенным".
До России многие европейские государства испытывали на себе последствия
национального унижения после развала империй и мировых войн,
превращавших их страны в хаос. На волне такого унижения и недовольства,
рано или поздно, когда страна начинает вставать с колен, возникает новая
идеология возрождения и модернизации нации, которая призывает не только
возвратить былое величие, но и преумножить его во сто крат.
"Избранность" соответствующей нации, ее величие и неизбежность
"богоданного" авторитаризма – основная черта такого рода идеологий. В
разных странах эта националистическая идеология проявляла себя
по-разному – в Германии ее представляли Гитлер и его "Майн Кампф", в
Италии - Муссолини и его "Доктрина фашизма". Политикой национальной
"модернизации сверху" занимались Пиночет в Чили, Франко в Испании.
Однако в современных условиях, с развитием информационных технологий,
отгородиться от мира и построить тоталитарное религиозное государство
можно лишь в том случае, если вы управляете Северной Кореей и согласны
на кромешную нищету за непроницаемым занавесом. Да и то участь этих
единичных стран предрешена – они будут очень скоро разрушены
глобализацией и тем, что она с собой несет, - секуляризацией и
демократизацией общественной жизни. Но это совсем не означает, что
"Русскую доктрину" нельзя хотя бы частично воплотить в жизнь – просто ее
воплощение будет шагом в пропасть, провокацией дальнейшего распада того,
что еще осталось от империи, и девальвацией РПЦ МП после ее
окончательного превращения в политический символ развалившейся страны.
Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"