М.М.Богословский: "Нерешенные проблемы христианства"
Другие важные проблемы
Отношение к науке и научной картине мира
В недалеком прошлом христианство активно выступало против науки. Его
позиция в этом вопросе вполне однозначно сформулирована в главной
христианской книге "Новый завет": "Ибо написано: "погублю мудрость
мудрецов и разум разумных отвергну". Где мудрец? где книжник? где
совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?"
(I Кор., 1, 19 - 20). Погромы христианским фанатиками библиотек,
обсерваторий, типографий и лабораторий, позорные судилища над
мыслителями и учеными, тюремные заключения, жесточайшие муки и пытки,
смерть на кострах и плахах тех, кто осмеливался сомневаться в догматах
христианской Церкви - такова многовековая история отношений христианства
к науке.
Но время неумолимо, мрачные времена средневековья позади, открыто
выступать и поносить науку и знания становится невозможно. Церковь
понемногу начинает поворачиваться к миру науки и техники. Но до сих пор
она так и не выработала единого мнения о том, как ей надлежит относиться
к науке и научной картине мира. Ее позиция по отношению к науке
напоминает страуса, прячущего голову в песок - я ничего не знаю, не вижу
и не слышу.
Наибольший прогресс здесь отмечается у протестантских и католической
Церквей, которые уже отошли от библейской истории сотворения мира за
шесть дней. Однако, пытаясь сохранить верность Библии, они так и не
смогли объявить библейскую историю мироздания сказкой. В целом признавая
научную картину мира, богословы этих Церквей в то же время пытаются
спасти от разрушения фундамент своих религиозных воззрений. Они всего
лишь заявляют, что Библия - не учебник естествознания, поэтому к
описанию дней творения надо относиться как к аллегории, иносказанию.
Конечно у людей мало-мальски знакомых с историей христианской Церкви,
сразу возникает вопрос: а почему Церковь не говорила об этом раньше и
заставляла принимать библейскую сказку как непреложный факт, а не как
аллегорию? Ведь в связи с этим мифическим творением она (до сих пор !)
имеет свою систему летоисчисления - от "дней сотворения". О том, что
возраст Земли не 6 тысяч лет, а 4.6 миллиарда лет она вроде как и не
знает.
Нелепой выглядит и сама аллегория - 6 дней "творения" никак не связаны
ни с геологическими эрами, ни с эпохами. Но отвечать сторонникам этой
подправленной интерпретации библейской истории нечем. Еще ближе к
признанию первоначальной, библейской картины мира находится Православная
Церковь. Кичась своей первозданностью и чистотой вероучения, РПЦ и
сегодня сохраняет в неприкосновенности библейскую картину мира. В то же
время в светской, да и церковной печати она старается избегать
обсуждения этого вопроса.
Несовместимость христианских и научных взглядов отмечаются также и в
других взглядах на мир в целом ("конец света", существование
непознаваемых явлений, сверхъестественное), на живую природу
(существование души, сотворение жизни и человека, "вещие" сны,
психические болезни), на общественную жизнь (христианство не признает
законов общественного развития, но пропагандирует "промысел" божий; не
согласно с наукой о смысле человеческой жизни; выступает против научного
понимания роли Церкви в жизни общества).