Глава 4
Четвёртую
главу Бытия открывает следующий стих: "Адам познал Еву, жену
свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека
от Господа" (Быт.4:1). Для тех кто не разбирается в
библейских эвфемизмах (т.е. словах, которые используются в качестве
заменителей бранных или любых других непечатных слов), поясню: слово
"познал" в данном конкретном значении означает "переспал", т.е.
"вступил в половую связь". Иными словами, Адам переспал со своей
женой Евой, и у них родился первенец - Каин. Слово "каин" (евр. "кайин")
переводится, как "кузнец". Кстати, в России "Кузнецов" - одна из
самых распространённых фамилий... Правда, Каин не был кузнецом, у
него было другое призвание - земледелие:"И еще родила
брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец".
(Быт. 4:2). Значение имени "Авель" (евр. "Хевель") нам не известно.
По некотором данным, это слово переводится, как "ничто" - этакий
пассаж с намёком на недолгий век Авеля...
Затем оба брата решили принести богу по жертве, каждый по силам
своим: "Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар
Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука
их". (Быт. 4:3,4). Всё, казалось бы, хорошо, НО: "И призрел
Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.
Каин сильно огорчился, и поникло лице его". (Быт.4:4,5).
Следовательно, богу оказалась животная пища (мясо) предоставленная
Авелем дороже, чем плоды с полей Каина. Иначе говоря - бог оказался
не вегетарианцем:). Правда, различные толкователи начинают нам тут
говорить о том, что, дескать, Каин якобы приносил свою жертву не от
чистого сердца... Хотя в самом тексте Бытия на это нет указаний.
Есть, правда, Новый завет, в котором сказано, что Авель верил в
бога, а Каин - нет (Евр. 11:4). Но это уже домыслы авторов Нового
завета. Ветхий же завет писался за много веков до завета Нового.
Некоторые люди, правда, склонны считать указанием на дурные
поступки Каина следующие обращённые к нему слова бога: "И сказал
Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если
делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго,
то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над
ним". (Быт. 4:6,7). Только всё дело в том, что в данном
контексте используется сослагательное наклонение. Иначе говоря,
дурные поступки у Каина предполагаются в будущем, и нет ни
малейшего намёка на то, что он уже совершал в своей жизни что
- либо дурное.
"И
сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал
Каин на Авеля, брата своего, и убил его" (Быт.4:8). Что
именно сказал Каин своему брату - нам не известно, но можно
предположить, исходя из контекста, что он сказал ему "пойдём в
поле".
И так: свершилось первое убийство на земле. И не просто убийство
- а братоубийство: один брат убил другого брата. Вроде бы тут всё
ясно: Каин поступил очень дурно. Его поступку нет и не может быть
оправдания. Но не надо судить так однозначно. Бог не обратил
внимания на жертву Каина, поэтому в его сердце поселилась зависть к
брату. "Всевидящий" бог не заметил этой зависти, и пустил всё на
самотёк... Как заметил известный психолог Козлов - такое поведение
бога в данном конкретном случае - не что иное, как "преступная
халатность".
Что же было дальше?
"И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не
знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос
крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от
земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки
твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать
силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И
сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот,
Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и
буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со
мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет
Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы
никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт.4:9-15). Иначе
говоря, бог отправил преступника скитаться по свету, и сделал
знамение, по которому Каин стал неуязвим. Классно! Что бы вы
сказали, если бы суд выпустил на свободу свирепого маньяка, и
объявил бы причинение ему вреда (даже в случае самообороны) -
уголовным преступлением?!?
Есть версия, согласно которой история Каина и Авеля имела под
собой другие основания, кроющиеся в социальном устройстве еврейских
племён того времени. Древние евреи были, преимущественно,
скотоводами, и земледелие ими не так ценилось, как уход за скотом.
Разумеется, что исходя из этого положительным героем они сделали
скотовода (Авеля), а земледельцу (Каину) отвели роль злодея.
"И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на
восток от Едема". (Быт.4:16). На современных (а так же на
доступных нам древних) картах нет такой страны. Не исключено, что
"земля Нод" - это всего - на всего метафора, так как слово "нод"
переводится с еврейского, как "скитание".
"И
познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он
город; и назвал город по имени сына своего: Енох" (Быт 4:17).
Тут у меня возникают сразу два вопроса: 1) откуда у Каина жена?, и
2) зачем ему потребовался целый город? Остаётся предположить, что 1)
у Адама и Евы были ещё и дочери, о которых в Библии не упоминается
(опять вы, дорогие женщины - оказываетесь второго сорта). Не
удивительно, ведь даже на Руси женщин не ценили наравне с мужчинами.
Вспомним гоголевского Чичикова, который при покупке мёртвых душ
отдавал предпочтение именно мужским душам. 2) Любому городу
необходимо хотя бы несколько жителей. Иначе - зачем его строить?
Откуда у Каина взялись люди? Неужели он был так плодовит? Впрочем,
чрезмерная беспредельная плодовитость Каина отпадает. Читаем следующий стих:
"У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил
Мафусала; Мафусал родил Ламеха. И взял себе Ламех две жены: имя
одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец
живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех
играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который
был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего;
жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока
в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в
семьдесят раз всемеро". (Быт. 4:18-24). Как видим, потомство
Каина хоть и весьма многочисленно, но не на столько, чтобы строить
этим людям целый город. Одной деревушки, полагаю, хватило бы, чтобы
их всех уместить. Кстати, 19 стих: "И взял себе Ламех две
жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла" - это первое
упоминание многожёнства в Библии. Причём, как видим, этот факт
преподносится нам как совершенно рядовое событие. Без малейшего
намёка на осуждение.
"И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему
имя: Сиф, потому что, [говорила она], Бог положил мне другое семя,
вместо Авеля, которого убил Каин". (Быт 4:25)
Имя "Сиф" переводится с еврейского языка, как "обещанный".
"У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали
призывать имя Господа". (Быт. 4:26) Как видим, с этого самого
Еноса люди начали называть бога по имени - Яхве (Иегова). До этого,
надо полагать, бог был безымянным.
|