Евангелие детства (Евангелие от Фомы)[1]
I. Я, Фома израильтянин[2], рассказываю, чтобы вы узнали, братья среди
язычников, все события детства Господа нашего Иисуса Христа и Его
великие деяния, которые Он совершил после того как родился в нашей
стране. Начало таково.
II. Когда мальчику Иисусу было пять лет, Он играл у брода через ручей, и
собрал в лужицы протекавшую воду, и сделал ее чистой и управлял ею одним
своим словом. И размягчил глину, и вылепил двенадцать[3] воробьев. И
была суббота, когда Он сделал это. И было много детей, которые играли с
Ним. Но когда некий иудей увидел, что Иисус делает, играя в субботу, он
пошел тотчас к Его отцу Иосифу и сказал: Смотри, твой ребенок у брода, и
он взял глину и сделал птиц, и осквернил день субботний. И когда Иосиф
пришел на то место и увидел, то он вскричал: для чего делаешь в субботу
то, что не должно?![4] Но Иисус ударил в ладоши и закричал воробьям:
Летите! и воробьи взлетели, щебеча. И иудеи дивились, увидев это, и
ушли, и рассказали старейшинам, что они видели, как Иисус свершил
сказанное.
III. Но сын Анны книжника[5] стоял там рядом с Иосифом, и он взял лозу и
разбрызгал ею воду, которую Иисус собрал. Когда увидел Иисус, что тот
сделал, Он разгневался и сказал ему: Ты, негодный, безбожный глупец,
какой вред причинили тебе лужицы и вода? Смотри, теперь ты высохнешь,
как дерево, и не будет у тебя ни листьев, ни корней, ни плодов. И тотчас
мальчик тот высох весь, а Иисус ушел и вошел в дом Иосифа. Но родители
того мальчика, который высох, взяли его, оплакивая его юность, и
принесли к Иосифу и стали упрекать того, что сын его совершает такое!
IV. После этого Он (Иисус) снова шел через поселение, и мальчик подбежал
и толкнул Его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: ты никуда не
пойдешь дальше, и ребенок тотчас упал и умер. А те, кто видел
произошедшее, говорили: кто породил такого ребенка, что каждое слово Его
вершится в деяние. И родители умершего ребенка пришли к Иосифу и корили
его, говоря: Раз у тебя такой сын, ты не можешь жить с нами или научи
Его благословлять, а не проклинать[6], ибо дети наши гибнут.
V. И Иосиф позвал мальчика и бранил Его, говоря, зачем Ты делаешь то,
из-за чего люди страдают и возненавидят нас и будут преследовать нас? И
Иисус сказал: Я знаю, ты говоришь не свои слова, но ради тебя Я буду
молчать, но они должны понести наказание. И тотчас обвинявшие Его
ослепли. А видевшие то были сильно испуганы и смущены и говорили о Нем:
каждое слово, которое Он произносит, доброе или злое, есть деяние и
становится чудом. И когда Иосиф увидел, что Иисус сделал, он встал, взял
Его за ухо и потянул сильно. И мальчик рассердился и сказал: тебе
достаточно искать и не найти[7], и ты поступаешь неразумно. Разве ты не
знаешь, что Я принадлежу тебе[8]? Не причиняй Мне боли.
VI. И вот некий учитель по имени Закхей[9], стоя неподалеку, услышал,
как Иисус сказал это своему отцу, и дивился очень, что, будучи ребенком,
тот говорит так. И через несколько дней он пришел к Иосифу и сказал ему:
у тебя умный сын, который разумеет. Так приведи мне Его, чтобы Он выучил
буквы, а вместе с буквами я научу Его всему знанию, и как надо
приветствовать старших и почитать их как отцов и дедов, и любить тех,
кто Ему ровесники. И он показал Ему ясно все буквы от альфы до омеги[10]
и много задавал вопросов. А (Иисус) посмотрел на учителя Закхея и
спросил его: Как ты, который не знаешь, что такое альфа, можешь учить
других, что такое бета[11]. Лицемер![12] Сначала, если ты знаешь, научи,
что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете. И Он начал спрашивать
учителя о первой букве, и тот не смог ответить Ему. И тогда в
присутствии многих слышавших ребенок сказал Закхею: слушай, учитель, об
устройстве первой буквы и обрати внимание, какие она имеет линии и в
середине черту, проходящую через пару линий, которые, как ты видишь,
сходятся и расходятся, поднимаются, поворачиваются, три знака того же
самого свойства, зависимые и поддерживающие друг друга, одного размера.
Вот таковы линии альфы[13].
VII. Когда учитель Закхей услышал, сколь много символов выражено в
написании первой буквы, он пришел в замешательство таким ответом и тем,
что мальчик обучен столь великому, и сказал тем, кто был при этом: Горе
мне, я в недоумении, я, несчастный, я навлек позор на себя, приведя к
себе этого ребенка. Посему возьми Его, я прошу тебя, брат Иосиф. Я не
могу вынести суровость Его вида, я совсем не могу понять Его речи. Этот
ребенок не земным рождением рожден, Он может приручить и огонь. Может
быть, Он рожден еще до сотворения мира[14]. Я не знаю, какое чрево Его
носило, какая грудь питала. Горе мне, Он поражает меня, я не могу
постичь Его мысли. Я обманулся, трижды несчастный, я хотел получить
ученика, я получил учителя. Я думаю о своем позоре, о, друзья, что меня,
старого человека, превзошел ребенок[15]. Мне остается только отчаиваться
и умереть из-за этого ребенка, ибо я не могу смотреть Ему в лицо. И
когда все будут говорить, как маленький ребенок превзошел меня, что я
скажу? И что могу я сказать о линиях первой буквы, о чем Он говорит
мне?! Я не знаю, о друзья, ибо не ведаю ни начала, ни конца. Посему я
прошу тебя, брат Иосиф, забери Его себе домой. Он, может быть, кто-то
великий, Бог или ангел, или кто-то, кого не ведаю.
VIII. Когда иудеи утешали Закхея, дитя рассмеялось громко и сказало:
"Теперь пусть то, что ваше, приносит плоды, и пусть слепые в сердце
своем узрят. Я пришел сверху, чтобы проклясть их и призвать их к
высшему, как повелел пославший Меня ради вас. И когда ребенок кончил
говорить, тотчас, кто пострадал от его слов, излечились. И после того
никто не осмеливался перечить ему, чтобы не быть проклятым и не получить
увечье.
IX. Через несколько дней Иисус играл на крыше дома[16], и один из детей,
игравших с Ним, упал сверху и умер. И когда другие дети увидели это, они
убежали, и Иисус остался один. А родители того, кто умер, пришли и стали
обвинять Его (Иисуса), что Он сбросил мальчика вниз. И Иисус ответил, Я
не сбрасывал его. Но они продолжали поносить Его. Тогда
Иисус спустился с крыши, встал рядом с телом мальчика и закричал громким
голосом - Зенон[17] - ибо таково было его имя,- восстань и скажи,
сбрасывал ли Я тебя? И тотчас он встал и сказал: нет, Господь, Ты не
сбрасывал меня, но поднял[18]. И когда они увидели, они были потрясены.
И родители ребенка прославили случившееся чудо и поклонились Иисусу.
X. Через несколько дней юноша колол дрова по соседству[19], и топор упал
и рассек ему стопу, и столько вытекло крови, что он совсем умирал. И
когда раздались крики и собрался народ, Иисус также прибежал туда, и
пробрался сквозь толпу, и коснулся раненой ноги, и тотчас исцелил ее. И
Он сказал юноше: встань теперь, продолжай рубить и помни обо Мне. И
когда толпа увидела, что произошло, они поклонились Иисусу, говоря:
истинно, Дух божий обитает в этом ребенке.
XI. Когда Ему было шесть лет от роду, Его мать дала ему кувшин и послала
Его за водой. Но в толпе Он споткнулся, и кувшин разбился. И Иисус
развернул одежду, которая была на нем, наполнил ее водой и принес
матери. И когда мать увидела, она поцеловала Его и сохранила в сердце
своем[20] чудо, которое, как она видела, Он совершил.
XII. И вот во время сева мальчик вместе с отцом пошел сеять пшеницу в их
поле. И пока Его отец сеял, Иисус тоже посеял одно пшеничное зерно. И
когда Он сжал и обмолотил его, оно принесло сто мер[21], и Он созвал
всех бедняков поселения на гумно и роздал им пшеницу, а Иосиф взял
остаток зерна. Было Ему восемь лет роду, когда он совершил это чудо.
XIII. Его отец был плотник и делал в это время орала и ярма[22]. И
богатый человек велел ему сделать для него ложе. Но когда одна
перекладина оказалась короче другой и Иосиф не мог ничего сделать,
мальчик Иисус сказал своему отцу Иосифу: Положи рядом два куска дерева и
выровни их от середины до одного конца. И когда Иосиф сделал то, что
ребенок сказал ему, Иисус встал у другого конца и взял короткую
перекладину, и вытянул ее, и сделал равной другой. И Его отец Иосиф
видел это и дивился, и он обнял и поцеловал ребенка, говоря: счастлив я,
что такого Сына дал мне Бог.
XIV. И когда увидел Иосиф, сколь разумен мальчик и что Он растет и скоро
достигнет зрелости, он снова решил, что Иисус должен научиться грамоте.
И он взял Его и привел к другому учителю. И учитель сказал Иосифу:
сначала я научу Его греческим буквам, потом еврейским. Ибо он знал о
разумении мальчика и боялся Его. Все же учитель написал алфавит и долго
спрашивал о нем. Но Он не давал ответа. И Иисус сказал учителю: если ты
истинный учитель и хорошо знаешь буквы, скажи Мне, что такое альфа, и Я
скажу тебе, что такое бета[23]. И учитель рассердился и ударил Его по
голове. И мальчик почувствовал боль и проклял его, и тот бездыханный
упал на землю. А мальчик вернулся в дом Иосифа. И Иосиф был огорчен и
сказал Его матери: не пускай Его за дверь, ибо каждый, кто вызывает Его
гнев, умирает.
XV. И по прошествии некоторого времени другой учитель, друг Иосифа,
сказал ему: приведи ребенка ко мне в школу. Может быть, я сумею убедить
Его выучить буквы. И Иосиф сказал ему: если ты решишься, брат, возьми
Его с собой. И тот взял Его со страхом и беспокойством, но ребенок пошел
охотно. И Он спокойно вошел в дом, где была школа, и нашел книгу,
которая лежала на подставке, и взял ее, но не стал читать буквы в ней. И
раскрыл уста, и стал говорить от святого Духа, и учил тех, кто стоял
вокруг. И большая толпа стояла вокруг, дивясь благодати Его поучения и
мудрости Его слов, какие, будучи ребенком, Он изрекал. А когда Иосиф
услышал о происходящем, он в испуге побежал к школе, боясь, что и этот
учитель не может справиться с Иисусом. Но учитель сказал Иосифу: знай,
брат, я взял этого ребенка как ученика, но Он полон великой благодатью и
мудростью, и теперь я прошу тебя, брат, возьми Его в свой дом. И когда
мальчик услышал эти слова, он тотчас засмеялся громко и сказал: раз ты
говорил и свидетельствовал истинно, ради тебя тот, кто был поражен,
исцелится. И тотчас другой учитель был исцелен. И Иосиф взял ребенка и
отвел Его домой.
XVI. Случилось так, что Иосиф послал своего сына Иакова принести связку
дров. И Иисус пошел вместе с ним. И когда Иаков собирал хворост, змея
укусила его в руку. И когда он упал навзничь и был близок к смерти,
Иисус подошел к нему и дыхание Его коснулось укуса, тотчас боль прошла,
а тварь лопнула, и Иаков сразу же стал здоров и невредим.
XVII. После этого по соседству от Иосифа умер больной ребенок, и мать
его горько рыдала. И Иисус услышал плач великий и смятение[24] и
прибежал быстро, и, увидев мертвое дитя, Он коснулся груди его и сказал:
"Я говорю тебе: не умирай, но живи и будь с твоей матерью"[25]. И тотчас
дитя открыло глаза и засмеялось. И Он сказал женщине: возьми и дай ему
молока и помни обо Мне. И когда стоящие вокруг увидели происходящее, они
говорили: Истинно это дитя или Бог, или ангел Божий[26], ибо каждое Его
слово становится деянием. И Иисус ушел оттуда и стал играть с другими
детьми.
XVIII. Спустя некоторое время строился дом, и произошел обвал, и Иисус
встал и пошел туда и увидел человека, лежащего замертво, и взял его руку
и сказал: Говорю тебе, человек, встань и делай свое дело[27]. И тотчас
человек встал и поклонился Ему. И люди были поражены и говорили: этот
ребенок (пришел) с небес, ибо Он спас много душ от смерти и будет
спасать их всю свою жизнь.
XIX[28]. И когда Он был двенадцати лет, пришли Его родители по обычаю в
Иерусалим на праздник пасхи вместе с другими. Когда же после праздника
возвращались домой, Иисус пошел обратно в Иерусалим, родители же думали,
что Он идет вместе со всеми. Прошедши дневной путь, стали искать Его
среди родственников и близких. И, не найдя Его, возвратились в
Иерусалим, чтобы искать Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего
среди учителей, слушающего Закон и спрашивающего их. И все со вниманием
слушали Его и дивились, как Он, будучи ребенком, заставил умолкнуть
старейшин и учителей народа, разъясняя Закон и речения пророков. И мать
Его сказала Ему: Дитя! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великою
скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не
знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу моему. А
книжники и фарисеи сказали: Ты - мать этому ребенку? И она сказала: да.
И они сказали ей: благословенна ты между женами, ибо Господь благословил
плод чрева твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы
никогда не видели и никогда о ней не слышали. И Иисус встал и пошел за
своей матерью и был в повиновении у своих родителей. И мать Его
сохранила все слова в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и
в возрасте и в благодати. Слава Ему во веки веков. Аминь.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Текст (с французского переводом) см.: Michel С. Evangelies
apocryphique. P., 1924.
[2] По-видимому, имеется в виду апостол Фома, упоминаемый в Новом
завете, "Фома неверный", как его называют в христианской традиции; в
хенобоскионском Евангелии Фомы он назван полным именем: Иуда Дидим Фома.
[3] Двенадцать - священное число в иудейской и христианской теологии
(см. комментарий к Евангелию от Петра).
[4] Согласно этому рассказу, уже в детстве Иисус выступал против
соблюдения субботних установлении, то есть против иудейской обрядности.
[5] Характерно, что книжник Анна выступает как обличитель Иосифа и Марии
в Протоевангелии Иакова (см. выше): вероятно, один из авторов этих
произведений был знаком с сочинением другого.
[6] Ср.: "Благословляйте гонителей ваших: благословляйте, а не
проклинайте" (Римл. 12.14).
[7] Эти слова перекликаются с речением, приведенным в хенобоскионском
Евангелии от Фомы и оксиринхском логии (см. выше, комментарии к
фрагментам из Евангелия евреев): "Пусть тот, кто ищет, не перестает
искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет
потрясен..." Смысл упрека Иисуса заключается в том, что Иосиф не может
(не хочет) найти скрытую истину в поступках Иисуса.
[8] Текст не вполне ясен: здесь также возможен скрытый смысл,
заключающийся в том, что Иисус принадлежит Иосифу как человеку, которого
он пришел (как и других людей) спасти.
[9] Имя Закхей встречается в Новом завете; в Евангелии от Луки так зовут
мытаря (начальника сборщиков пошлины).- 19.2.
[10] Альфа и омега - первая и последняя буквы греческого алфавита.
[11] Бета - вторая буква греческого алфавита.
[12] Лицемеры - обычное в новозаветных евангелиях определение фарисеев и
книжников, которые учат только внешним соблюдениям установлений закона.
[13] Описывается начертание греческой буквы "А" (альфа), средняя черта
могла быть косой - такой вариант, по-видимому, имеет в виду автор.
[14] Учитель здесь выражает идею о предвечности бытия Христа (эту идею
не разделяли иудео-христиане), появившуюся к тому времени в христианстве
главным образом под влиянием гностицизма.
[15] Эти слова перекликаются с речением из хенобоскионского Евангелия
Фомы: "Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи
дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними,
и они будут одним" (4);аналогичное речение сохранилось в греческом
варианте на оксиринхском папирусе: "...(говорит Иисус) человек не будет
колебаться... спросить ребенка... о месте... Тогда многие первые будут
последними и последние первыми... И..."
[16] Имеется в виду плоская крыша, характерная для домов Ближнего
Востока.
[17] Зенон - греческое, а не иудейское имя; вряд ли реальный мальчик мог
носить его, но автор был грекоязычным и употреблял привычные ему имена.
[18] Это чудо введено в Евангелие детства под влиянием рассказа о чуде,
сотворенном апостолом Павлом, согласно "Деяниям апостолов" (20.9-12):
там рассказывается, как юноша Евтих заснул, и выпал из окна третьего
этажа, и был поднят мертвым. Павел же, "обняв его, сказал: не
тревожьтесь; ибо душа его в нем". Правда, описание в "Деяниях апостолов"
менее фантастично, чем в Евангелии детства (там не сказано прямо, что
Павел воскресил его).
[19] В греческом тексте - в углу; некоторые исследователи исправляют на
- в соседстве, что кажется более логичным.
[20] Ср.: "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лк.
2.51).
[21] Сто мер - взято, вероятно, по аналогии с Евангелием от Луки, где в
одной из притч упомянут огромный долг в сто мер (сто кор) зерна. Кор был
равен примерно от 6 до 10 медимнов (медимн-52, 53 л). Вероятно, в этом
описании как бы предвосхищаются слова Иисуса из притч о сеятеле: "Иное
упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в
шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13.8); "Иисус сказал: вот сеятель
вышел, он наполнил свою руку, бросил (семена)... И иные упали на добрую
землю, и сто двадцать мер на одну" (Евангелие от Фомы, найденное в
Наг-Хаммади. 9).
[22] Существовала традиция, что сам Иисус тоже был плотник (Мк. 6.3:
"...не плотник ли он...") и что он делал ярма и плуги. Эта последняя
традиция сохранена у Юстина (Dial. 88.8) Вероятно, автор Евангелия
детства эти же занятия по аналогии приписал Иосифу.
[23] У Иринея это место передано следующим образом: "Между прочим,
принимают и то поддельное сказание, будто Господь, в отрочестве учась
грамоте, когда учитель по обыкновению сказал ему: скажи "альфа", он
отвечал: альфа, а затем, когда учитель велел ему сказать "бета", Господь
отвечал: ты сначала скажи Мне, что такое альфа, и Я скажу тебе, что
такое бета. И это объясняют так, что Он один лишь знает неведомое, на
которое указал в образе альфы" (I. 20.1). У Иринея, как кажется, сведены
в один два эпизода с учителями, хотя, возможно, он читал Евангелие
детства именно в таком варианте (один "дурной" и один "хороший"
учитель).
[24] В описании этого эпизода использован рассказ Евангелия от Марка об
исцелении дочери руководителя синагоги, которую сочли умершей: "...и
видит смятение и плачущих и вопиющих громко..." (5. 38-39).
[25] В этой части рассказа использовано Евангелие от Луки (7.14-15): там
Иисус также оживляет прикосновением, отдает воскресшего юношу его
матери.
[26] Ср.: Лк. 7.16, где свидетели дивятся и прославляют чудотворца.
[27] Несколько раз повторенный оборот "Говорю тебе, встань" также
заимствован из канонических евангелии (Мк 541- Лк 7.14).
[28] Дальше дословно повторен весь рассказ Евангелия от Луки (2.52) с
добавлениями в духе концепции автора.