Эдгар Аллан По
ПО,
ЭДГАР АЛЛАН (Poe, Edgar Allan) (1809–1849),
американский поэт, прозаик, критик,
создатель жанра «новеллы ужаса». Кошмары,
преследующие героев его поэзии и прозы, во
многом отражают навязчивую идею смерти у их
автора. Многие его истории суть своеобразное
раскрытие человеческой психики на грани
безумия. Значение По в мировой литературе
определяется также его литературной теорией
и тем, что он является основоположником
детективного жанра. Его влияние ощутимо в
произведениях таких разных авторов, как
Ш.Бодлер, А.Теннисон, Ф.М.Достоевский,
А.Конан Дойл.
По родился 19 января 1809 в Бостоне, был
вторым ребенком в семье актеров Дэвида
По-младшего и Элизабет Арнолд По. Родители
По умерли вскоре после его рождения, и
мальчик был отдан на воспитание Джону Аллану
из Ричмонда. Фамилия Аллана стала вторым
именем По. Получил классическое образование
в частной школе Ричмонда и в Англии, где
пробыл с Алланами с 1815 по 1820. Сочинять
стихи начал в раннем возрасте. В 1826
поступил в Виргинский университет, проучился
один семестр (за это время его невеста Сара
Эльмира Ройстер вышла замуж за некоего
Шелтона) и вернулся в Ричмонд, наделав
карточные долги. Последовала ссора с
Алланами, и По оставил их дом. Незадолго до
этого перенес мозговую травму, выливавшуюся
в периодические нервные припадки.
В 1827 По вернулся, возможно через
Балтимору, в Бостон, где в начале лета вышел
его сборник Тамерлан и другие стихотворения
(Tamerlane and Other Poems). В том же году
записался в армию и был послан в форт
Моултри, но спустя два года, вскоре после
смерти приемной матери, Аллан помог ему
уволиться из армии. В ноябре 1829 был издан
второй сборник Аль-Аарааф, Тамерлан и малые
стихотворения (Al Aaraaf, Tamerlane, and
Minor Poems). В 1830 По поступил в военную
академию Вест-Пойнт, но в самом начале
следующего года добился отчисления. Приехав
в Нью-Йорк, выпустил книгу Стихотворения
(Poems, 1831), в которую вошли первые
варианты лучших его произведений, в т.ч.
Израфил (Israfel) и К Елене (To Helen). В
1832 в филадельфийском журнале «Сатердей
курир» появились новеллы По, а в 1833
новелла Рукопись, найденная в бутылке (MS
Found in a Bottle), повествующая о корабле,
несущемся к гибели в «неизмеримых океанских
пучинах», получила премию на конкурсе
«Балтимор сатердей визитер». В 1833 По
написал трагедию Полициано (Politian),
полностью опубликованную только в 1923.
В 1835 начал редакторскую деятельность в
журнале «Сазерн литерари мессенджер», где
печатал содержательные и зачастую едкие
статьи и рецензии и рассказы о причудливом и
ужасном. 16 мая 1836 обвенчался в Ричмонде
со своей кузиной Виргинией Клемм, которой
еще не исполнилось 14 лет; и заботы по дому
взяла на себя ее мать. Сотрудничество с
«Мессенджером» прекратилось в январе 1837,
когда По был уволен за пьянство, и вскоре
после этого он переехал в Нью-Йорк. Здесь
вышла Повесть о приключениях Артура Гордона
Пима (The Narrative of Arthur Gordon Pym,
1838), в которой реалистическая основа
соединяется с безудержной фантазией. В
начале 1839 По жил в Филадельфии,
редактировал журнал «Бертонз джентлменз
мэгэзин». Вынужден был заниматься
литературной поденщиной, сочиняя книги по
естественной истории, в т.ч. Первую книгу
конхиолога (The Conchologists' First Book,
1839), а в 1840 написал серию знаменитых
статей о криптографии. Двухтомное собрание
новелл Гротески и арабески (Tales of the
Grotesque and Arabesque) вышло в 1840.
В 1841–1842 По работал редактором в журнале
«Грэхемз мэгэзин», напечатав там Убийства на
улице Морг (The Murders in the Rue Morgue) –
первый детективный рассказ в мировой
литературе. Огромным успехом у читателей
пользовалась получившая приз одной из
филадельфийских газет новелла Золотой жук
(The Gold Bug), в которой расшифровка
криптограммы сопряжена с поисками клада.
В 1844 По переехал в Нью-Йорк, опубликовал
Историю с воздушным шаром (Balloon Hoax),
работал в «Нью-Йорк миррор». 29 января 1845
в «Нью-Йорк ивнинг миррор» был напечатан
Ворон (The Raven), упрочивший поэтическую
славу По. В феврале 1845 По стал сотрудником
«Бродвей джорнал», где напечатал в
переработанном виде большинство
публиковавшихся ранее новелл. В 1845
появился прозаический сборник (Tales) и
Ворон и другие стихотворения (The Raven and
Other Poems).
После смерти жены 1847 По долго болел,
единственное значительное произведение,
опубликованное в 1847, – стихотворение
Улялюм (Ulalume). Зато он был чрезвычайно
активен в 1848–1849, написав Колокола (The
Bells), шедевр поэтической ономатопеи,
стансы Анни (For Annie), стихотворение
Аннабель Ли (Annabel Lee) и героическое по
духу Эльдорадо (Eldorado). В 1848 вышла его
прозо-поэма Эврика (Eureka), развивающая
мистические космологические идеи, во многом
почерпнутые у астронома Дж.П.Никола. К концу
1848 По был недолго помолвлен с поэтессой
Сарой Хелен Уитмен; в июле-сентябре 1849 в
Ричмонде вновь обручился с овдовевшей к тому
времени Сарой Шелтон, в которую был влюблен
в юности. Последующие его передвижения до
конца не выяснены. Вероятно, он покинул
Ричмонд утром 27 сентября, а 3 октября его
обнаружили в балтиморском трактире уже в
безнадежном состоянии.
Сегодня произведения По переведены на все
основные языки мира, переводы новелл По на
французский, выполненные Ш.Бодлером,
получили мировую известность, а прозаический
перевод С.Малларме существенно повлиял на
современный верлибр.
Литературные наставления По, касавшиеся
жанра новеллы, не возымели бы действия, если
бы он не реализовал их столь блестяще на
практике. В рассказе Сердце-обличитель (The
Tell-Tale Heart) По добивался впечатления,
что его герой безумен, и отрицая свое
безумие, он лишь подтверждает его: «Ну да! Я
нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда;
всегда был и остаюсь таким; но откуда вы
взяли, что я – сумасшедший? Болезнь лишь
обострила мою восприимчивость, а не
нарушила, не притупила ее. Особенно же
изощрился мой слух. Я слышал все сущее в
небесах и в недрах. Я слышал многое в
преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот
послушайте только! Да заметьте, как здраво и
гладко поведу я свой рассказ». (Пер.
В.А.Неделина).
По не было равных в умении так изобразить
место действия и создать такую атмосферу,
что читателем овладевает страх. Тревожная
обстановка, воссозданная в самом начале
новеллы Падение дома Ашеров (The Fall of the
House of Usher), уже предвещает последующие
жуткие события: «В течение всего унылого,
темного, глухого осеннего дня, когда тучи
нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал
верхом по удивительно безрадостной местности
и, когда сумерки начали сгущаться, наконец
обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров».
(Пер. В.В.Рогова).
Главные свои новеллы Береника (Berenice),
Лигейя (Ligeia) и свой шедевр Падение дома
Ашеров По напечатал в 1830-е годы. Новеллы,
демонстрирующие аналитические способности
ума и опубликованные в 1842–1845 (Убийства
на улице Морг, Золотой жук, Украденное
письмо – The Purloined Letter), заложили
основы детективного жанра. Маска Красной
Смерти (The Masque of the Red Death, 1843),
Черный кот (The Black Cat, 1843),
Сердце-обличитель (1843) и Бочонок
амонтильядо (The Cask of Amontillado, 1846)
– классические образцы «новеллы ужаса». В
последние годы жизни писатель отдал дань
мрачному реализму, как, например, в рассказе
Прыг-Скок (Hop-Frog, 1849). Его
юмористические истории сейчас не слишком
популярны, хотя в Как писать рассказ для
«Блэквуда» По пародирует собственную
литературную манеру. В Философии творчества
(Philosophy of Composition, 1846) он описал
процесс работы над Вороном.
Умер По в Балтиморе 7 октября 1849.
К списку произведений По >>>>