Рубинштейн Антон Григорьевич
РУБИНШТЕЙН
Антон Григорьевич (1829-94), российский
пианист-виртуоз, композитор, дирижер,
музыкально-общественный деятель. Брат Н. Г.
Рубинштейна. Основатель Русского
музыкального общества (1859) и первой
русской консерватории (1862, Санкт-Петербург;
ее профессор и директор). Родился 16 ноября
1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии.
Учился сначала у матери, затем у Виллуана,
ученика Фильда. В девять лет Р. уже выступил
публично в Москве, в 1840 году - в Париже,
где поразил Обера, Шопена, Листа; последний
назвал его наследником своей игры.
Концертное турне в Англии, Нидерландах,
Швеции, Германии. В Бреславле Р. исполнил
свое первое сочинение для фортепиано
"Ундина". В 1841 году Р. играл в Вене. С
1844 до 1849 года Р. жил за границей
(наставники - знаменитые контрапунктист Ден
и композитор Мейербер). Вернувшись в
Петербург, он сделался заведующим музыкой
при дворе великой княгини Елены Павловны. К
этому времени относятся серия его
фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской".
1854 - 1858 годы Р. провел за границей,
концертируя в Голландии, Германии, Франции,
Англии, Италии. В 1859 году Р., при
содействии друзей и под покровительством
великой княгини Елены Павловны, основал
Русское музыкальное общество. В 1862 году
была открыта "Музыкальная школа", в 1873
году получившая название консерватории.
Рубинштейн назначен ее директором. С 1867
года - концертная и усиленная композиторская
деятельности. Особенно блестящим успехом
сопровождалась его поездка в Америку в 1872
году. До 1887 года Р. жил то за границей, то
в России. С 1887 до 1891 года вновь был
директором Санкт-Петербургской
консерватории. К этому времени относятся его
публичные музыкальные лекции (числом 32, с
сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо
гениальной передачи фортепианных
произведений, начиная с XVI столетия и
заканчивая современными, Р. дал на этих
лекциях прекрасный очерк исторического
развития музыки. В этот же период времени
возникли, по инициативе Р., общедоступные
концерты. Упомянутым лекциям предшествовали
в 1885 - 86 году исторические концерты,
данные Р. в Петербурге и Москве, затем в
Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге,
Дрездене, Брюсселе. Покинув консерваторию,
Р. жил как за границей, так и в России.
Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и
похоронен в Александро-Невской лавре.
Техника пальцев и, вообще, развитие рук было
для Р. только средством, орудием, но не
целью. Сам Р. говорил в своей статье
"Русская музыка" ("Век", 1861):
"Воспроизведение - это второе творение.
Обладающий этой способностью сумеет
представить прекрасным сочинение
посредственное, придав ему оттенки
собственного изображения; даже в творениях
великого композитора он найдет эффекты, на
которые тот или забыл указать, или о которых
не думал". Страсть к сочинению охватила Р.,
когда ему было 11 лет. Обширно и
разнообразно по жанрам музыкальное наследие
Рубинштейна. Ему принадлежат оперы, лучшая
среди них - "Демон"(1871); оратории,
симфонии; концерты (выдел. 4-й концерт для
фортепиано с оркестром); кам.-инструм. и
вокальные сочинения, фортепианные пьесы.
Многие оперы Р. давались за границей:
"Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в
Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене,
"Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей"
- в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине,
"Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине,
Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене
(1895). В Западной Европе Р. пользовался
таким же вниманием, если не большим, как и в
России. На добрые дела Р. пожертвовал много
десятков тысяч, с помощью своих
благотворительных концертов. Для молодых
композиторов и пианистов он устраивал через
каждые пять лет конкурсы в разных
музыкальных центрах Европы, на проценты с
капитала, предназначенного им для этой цели.
Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под
председательством Р., в 1890 году, второй -
в Берлине, в 1895 году. Из его школы вышли
Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская,
Кашперова, Голлидэй.