Бизе Жорж
БИЗЕ, ЖОРЖ (Bizet, Georges) (1838–1875),
французский композитор. Александр Сезар
Леопольд Бизе (при крещении получил имя
Жорж) родился в Париже 25 октября 1838 в
музыкальной семье: его отец и дядя по
материнской линии преподавали пение. В
девятилетнем возрасте поступил в Парижскую
консерваторию. Блестяще учился по классу
фортепиано у А.Ф.Мармонтеля и по классу
композиции у П.Циммермана, Ж.Ф.Ф.Галеви и
Ш.Гуно; был удостоен многих наград. В 1857
ему присудили престижную Римскую премию; к
тому времени он завершил симфонию до мажор,
а одноактная оперетта Бизе Доктор Миракль (Le
Docteur Miracle) была отмечена первой
премией на конкурсе, учрежденном
Ж.Оффенбахом. Около трех лет Бизе провел в
Риме, где красота природы и изобразительное
искусство подействовали на него сильней, чем
итальянская музыка. В комической опере Дон
Прокопио (Don Procopio), написанной в тот
период, он во многом подражает Доницетти;
однако из композиторов-современников
наибольшее влияние на него долгое время
оказывал Гуно, а из предшественников –
Моцарт и Россини. На редкость одаренный
пианист, Бизе заслужил признание самого
Листа, который слушал его игру в мае 1861 –
через несколько месяцев после возвращения
Бизе из Рима в Париж. По обыкновению, Бизе
немедленно приступал к сочинению оперы, если
либретто ему нравилось, но вскоре охладевал
и оставлял работу незаконченной (один из его
биографов насчитал около 20 таких бесплодных
попыток). Первой завершенной и поставленной
оперой композитора были Искатели жемчуга (Les
Pecheurs de perles, 1863); несмотря на
очевидное влияние Гуно и Дж.Мейербера,
обаяние лиризма и экзотический восточный
колорит обеспечили ей почетное место во
французском оперном репертуаре. Обладая
выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы
с концами и вынужден был подрабатывать в
музыкальных издательствах. Поденщина
отнимала у него много времени, подрывала
здоровье и отвлекала от серьезного
творчества. Следующая законченная опера –
Пертская красавица (La jolie fille de Perth)
– была написана в 1866 и поставлена в конце
1867. Слабое либретто и вынужденные уступки
композитора примадонне, бесспорно, сказались
на качестве партитуры, но все же в ней
немало замечательного материала, который
Бизе позднее использовал в других
сочинениях. Разностороннее дарование Бизе
позволяло ему приступить к созданию большой
оперы, однако первыми сочинениями, в которых
обнаружились его творческие возможности (не
считая ранней симфонии), стали пьесы для
фортепианного дуэта Детские игры (Jeux
d'enfants, 1871), одноактная опера Джамиле (Djamileh,
1872) и музыка к драме А.Доде Арлезианка (L'Arlsienne,
1872). Женитьба Бизе в 1869 на Женевьеве
Галеви, дочери его старого учителя,
упорядочила его быт и привела в равновесие
чувства; в испытаниях, выпавших на его долю
во время франко-прусской войны (Бизе служил
в национальной гвардии) и в дни Парижской
коммуны, его личность обрела подлинную
глубину. В цикле Детские игры Бизе проявил
себя как мастер остроумной и лирической
миниатюры; в Джамиле он продолжал
совершенствовать свое оригинальное
оркестровое письмо, дар воссоздания местного
колорита и изображения поэтических
характеров, очевидный уже в Искателях
жемчуга. Музыка к Арлезианке свидетельствует
о дальнейшем творческом росте композитора: в
нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах»
он сумел передать не только атмосферу
Прованса, но и лирико-трагическую стихию
драмы Доде. Превосходное либретто, выбранное
Бизе для следующей оперы, впервые
соответствовало уникальности его таланта:
это была инсценировка новеллы Проспера
Мериме Кармен (Carmen), сделанная А.Мельяком
и Л.Галеви. Бизе начал работу в 1872, но
премьера в парижской «Опера комик»
состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий
успех в Венской опере (октябрь 1875)
позволил представить подлинную ценность
произведения. Умер Бизе 3 июня 1875 умер.