Рахманинов Сергей Васильевич
Рахманинов
Сергей Васильевич (1873-1943) - русский
композитор, пианист, дирижёр. Его дед
Аркадий Александрович Рахманинов (1808–81) –
пианист-любитель, автор салонных романсов. С
4–5-летнего возраста Рахманинов играл на
фортепиано. С 1882 занимался в
Петербургской, с 1885 – в Московской
консерваториях. Среди его педагогов: Н. С.
Зверев и А. И. Зилоти (фортепиано), А. С.
Аренский и С. И. Танеев (теоретические
предметы, композиция). В годы учёбы написаны
1-й концерт для фортепиано с оркестром
(1891; 2-я редакция 1917), ряд фортепианных,
камерно-инструментальных произведений,
романсов. Большое влияние на развитие
композитора оказал П. И. Чайковский,
распознавший уже в ученических сочинениях
Рахманинова самобытное дарование. Окончил
Московскую консерваторию как пианист (1891)
и композитор (1892; дипломная работа – опера
«Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской
частной русской оперы (здесь началась дружба
Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904–06 –
Большого театра. Участвовал также в
симфонических концертах. Постоянно
концертировал как пианист и дирижёр в России
и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899). В
1909–12 активно участвовал в деятельности
Русского музыкального общества (РМО) (член
дирекции Московского отделения, инспектор
музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг.
были созданы многие из наиболее значительных
его сочинений. В кон. 1917 Рахманинов уехал
на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился
в США. В 1918–43 занимался преимущественно
концертно-пианистической деятельностью
(выступал в странах Европы, Америки). В
созданных в эти годы немногих произведениях
тема родины переплетается с мотивом
трагического одиночества композитора,
оторванного от родной почвы. Живя за
рубежом, Рахманинов оставался русским
художником, патриотом. В 1941–42 выступил с
концертами, сборы от которых передал в
помощь Красной Армии. Рахманинов принадлежит
к числу крупнейших композиторов рубежа 19–20
вв. Обострённо-лирическое ощущение
грандиозных социальных потрясений связано у
Рахманинова с воплощением образа родины. Был
проникновенным певцом русской природы. В его
музыке тесно сосуществуют страстные, бурные
порывы и упоённая поэтическая
созерцательность, волевая решимость и
трепетная настороженность, мрачный трагизм и
восторженная гимничность. Музыка обладает
неповторимым мелодическим и
подголосочно-полифоническим богатством,
идущим от русской народной песенности и
особенностей знаменного распева. Одна из
отличительных черт музыкального стиля
Рахманинова – органичное сочетание широты и
свободы мелодического дыхания с упругим и
энергичным ритмом. Для своеобразного
гармонического языка его музыки характерно
многообразное претворение колокольных
звучностей. Творческое наследие Рахманинова
включает различные жанры, однако центральное
место в нём принадлежит фортепианным
произведениям. Рахманинов – один из
величайших пианистов мира. Феноменальная
техника, виртуозное мастерство были
подчинены в игре Рахманинова высокой
одухотворённости и яркой образности
выражения. Эти же качества отличали его
дирижёрское искусство. В селе Ивановка
Тамбовской области создан мемориальный музей
Рахманинова (1982). Оперы – Алеко (1893,
Москва), Скупой рыцарь, Франческа да Римини
(обе – 1904, постановка 1906, Москва); для
солистов, хора и оркестра – кантата Весна
(1902), поэма Колокола (1913); для оркестра
– 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия
Утёс (1893), Остров мёртвых (1909),
Симфонические танцы (1940) и др.; для
фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891,
2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я
редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини
(1934); камерно-инструментальные ансамбли, в
т. ч. Элегическое трио (Памяти великого
художника, 1893); для фортепиано – сонаты,
музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии
и др.; 2 сюиты для 2 фортепиано; хоры (с
оркестром, с фортепиано), хоры a cappella –
Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение;
романсы; транскрипции и переложения.