Шостакович Дмитрий Дмитриевич
(1906-1975)
- один из крупнейших композиторов
современности, выдающийся пианист, педагог и
общественный деятель. Шостакович был
удостоен звания Народного артиста СССР
(1954), Героя Социалистического Труда
(1966), Государственной премии СССР (1941,
1942, 1946, 1950, 1952, 1968),
Государственной премии РСФСР (1974), премии
им. Сибелиуса, Международной премии мира
(1954). Почетный член академий и
университетов многих стран мира. Польского
происхождения, Дмитрий Шостакович родился в
Санкт-Петербурге 12(25) сентября 1906 г.,
умер в Москве 9 августа 1975г. Отец -
инженер-химик, любитель музыки. Мать -
одаренная пианистка, она дала первоначальные
навыки игры на фортепиано. После занятий в
частной музыкальной школе в 1919 г.
Шостакович принят в Петроградскую
консерваторию по классу фортепиано, позже
стал заниматься композицией. Еще студентом
он начал работать - был тапером во время
показа "немых" кинофильмов. В 1923 г.
Шостакович окончил консерваторию как пианист
(у Л.В. Николаева), а в 1925 г. - как
композитор. Его дипломной работой была
Первая симония. Она стала крупнейшим
событием музыкальной жизни и положила начало
мировой известности автора. Уже в Первой
симфонии можно видеть, как автор продолжает
традиции П.И. Чайковского, Н.А.
Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, Лядова.
Все это проявляется как синтез ведущих
течений, преломленных по-своему и свежо.
Симфония отличается активностью, динамичным
напором, неожиданными контрастами. В эти же
годы Шостакович концертирует как пианист. Он
получил почетный диплом на первом
Международном конкурсе им. Ф. Шопена в
Варшаве, какое-то время стоял перед выбором
- сделать своей профессией сочинение музыки
или концертную деятельность. После Первой
симфонии началась краткая полоса
экспериментов, поиска новых музыкальных
средств. В это время появились: Первая
соната для фортепиано (1926), пьеса
"Афоризмы" (1927), Вторая симфония "Октябрь"
(1927), Третья Симфония "Первомайская"
(1929). Появление кино- и театральной музыки
("Новый Вавилон" 1929), "Златые горы" 1931,
спектакли "Клоп" 1929 и "Гамлет" 1932)
связано с формированием новых образов,
особенно социальной карикатуры. Продолжение
этого было найдено в опере "Нос" (по Н.В.
Гоголю 1928) и в опере "Леди Макбет
Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") по
Н.С. Лескову (1932). Сюжет одноименной
повести Н. С. Лескова переосмыслен
Шостаковичем как драма незаурядной женской
натуры в условиях несправедливого
общественного устройства. Сам автор назвал
свою оперу "трагедией-сатирой". В ее
музыкальном языке гротеск в духе "Носа"
сочетается с элементами русского романса и
протяжной песни. В 1934 опера была
поставлена в Ленинграде и Москве, шла под
названием "Катерина Измайлова"; затем
последовал ряд премьер в театрах Северной
Америки и Европы (опера 36 раз выходила в
(заново переименованном) Ленинграде, 94 раза
в Москве, ее также ставили в Стокгольме,
Праге, Лондоне, Цюрихе и Копенгагене. Это
был триумф и Шостаковича поздравляли как
гения.) В январе 1936 спектакль "Катерина
Измайлова" посетил Сталин. Опера шокировала
его. Реакция нашла свое выражение в
редакционной статье "Сумбур вместо музыки",
опубликованной в "Правде" и на долгие годы
определившей пути развития советской музыки.
Спустя несколько дней "Правда" напечатала
еще одну редакционную статью на музыкальную
тему "Балетная фальшь"; на этот раз
уничтожающей критике был подвергнут балет
Шостаковича "Светлый ручей" (1935). После
статей "Правды" большинство произведений
Шостаковича, написанных до 1936, практически
исчезло из культурного обихода страны.
Композитор был вынужден отменить назначенную
на осень 1936 премьеру симфонии N4 (впервые
она была исполнена в 1961). "Катерина
Измайлова" была "реабилитирована" на родине
только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за
исключением симфонии N1 и некоторых
миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до
середины 1960-х годов, а "Нос" был
возобновлен только в 1974. Четвертая (1934),
Пятая (1937), Шестая (1939) симфонии
представляют собой интересный новый этап в
творчестве Шостаковича. Развивая
симфонический жанр, Шостакович одновременно
придает все большее значение
камерно-инструментальной музыке. Появляются
ясные, светлые, грациозные, уравновешенные
Соната для виолончели и фортепиано (1934),
Первый струнный квартет (1938), Квинтет для
струнного квартета и фортепиано (1940) стали
крупнейшими событиями музыкальной жизни.
Седьмая симфония (1941) стала музыкальным
памятником Великой Отечественной войне.
Продолжением ее идей стала Восьмая симфония.
В послевоенные годы все больше внимания
Шостакович уделяет вокальному жанру. В
феврале 1948 было опубликовано Постановление
ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая
дружба", в котором музыка крупнейших
советских композиторов в том числе
Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна
объявлялась "формалистической" и "чуждой
советскому народу". Новая волна нападок на
Шостаковича в прессе значительно превзошла
ту, что поднялась в 1936. Вынужденный
подчиниться диктату, Шостакович, "осознав
ошибки", выступил с ораторией "Песнь о
лесах" (1949), кантатой "Над Родиной нашей
солнце сияет" (1952), музыкой к ряду фильмов
исторического и военно-патриотического
содержания и др., что отчасти облегчило его
положение. Параллельно сочинялись
произведения более высокого художественного
достоинства концерт N1 для скрипки с
оркестром, вокальный цикл "Из еврейской
народной поэзии" (оба 1948) (последний цикл
никак не согласовывался с антисемитской
политикой государства), струнные квартеты N4
и N5 (1949, 1952), цикл "24 прелюдии и фуги"
для фортепиано (1951); за исключением
последнего, все они были исполнены только
после смерти Сталина. Симфонизм Шостаковича
дает интереснейшие примеры использования
классического наследия бытовых жанров,
массовых песен (Одиннадцатая симфония "1905
год" (1957), Двенадцатая симфония "1917 год"
(1961)). Продолжением и развитием наследия
Л.-В. Бетховена стала Тринадцатая симфония
(1962), написанная на стихи Е. Евтушенко.
Сам автор говорил, что в его Четырнадцатой
симфонии (1969) использованы идеи "песен и
плясок смерти" Мусоргского. Важная веха -
поэма "Казнь Степана Разина" (1964), она
стала кульминацией эпической линии в
творчестве Шостаковича. Четырнадцатая
симфония соединила достижения
камерно-вокального,
камерно-инструментального и симфонического
жанров. На стихи Ф. Гарсия Локи, Т.
Апполинаро, В. Кюхельбекера и Р.М. Рильке
создано глубоко философское, лирическое
произведение. Завершением большой работы по
развитию симфонического жанра явилась
Пятнадцатая симфония (1971), которая
объединила все лучшее, что было достигнуто
на различных этапах творчества Д.Д.
Шостаковича. Громадный объем, высочайший
уровень творчества Шостаковича - это не
только вклад в судьбу и историю
отечественной музыки, но и вклад в развитие
мировой культуры. Остается один вопрос - в
России ощущается некоторое охлаждение к
Шостаковичу, а на Западе его тем временем
все чаще называют первым среди равных в
семье величайших композиторов XX века. В
России видимо срабатывает не очень
лицеприятная мысль-"Тут своих проблем
хватает. Зачем же еще и в концертном зале
душу разрывать на части..."