Скрябин Александр Николаевич
Александр
Николаевич Скрябин (1871/72–1915) – русский
композитор, пианист, педагог. Его отец был
дипломатом, мать – пианисткой. Учился в
Московском кадетском корпусе (1882–89).
Музыкальное дарование проявилось рано. Брал
уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С.
Зверева. В 1892 окончил Московскую
консерваторию по классу фортепиано у В. И.
Сафонова, занимался также у С. И. Танеева
(контрапункт) и А. С. Аренского
(композиция). Концертировал в России и за
рубежом, был выдающимся исполнителем
собственных сочинений. Существенную
поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал
сочинения молодого композитора, субсидировал
его концертные поездки). В 1904–10 (с
перерывом) жил и работал за рубежом (в
европейских странах, гастролировал также в
США). Занимался педагогической
деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс
фортепиано) Московской консерватории,
одновременно преподавал в музыкальных
классах Екатерининского института в Москве.
Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А.
Бекман-Щербина. Скрябин – один из крупнейших
представителей художественной культуры кон.
19 – нач. 20 вв. В творчестве представлены
фортепианные и симфонические жанры. В 90-х
гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды,
экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано,
концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х
гг. – 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для
фортепиано (в т. ч. «Трагическая»,
«Сатаническая», «К пламени»), а также такие
симфонические произведения, как «Поэма
экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня»,
1910) – этапное сочинение позднего периода
творчества. Музыка Скрябина отразила
бунтарский дух своего времени, предчувствие
революционных перемен. В ней соединились
волевой порыв, напряжённая динамическая
экспрессия, героическое ликование, особая «полётность»
и утончённая одухотворённая лирика. В
творчестве Скрябин преодолел идейную
противоречивость, свойственную его
теоретическим философским концепциям (около
1900 Скрябин стал членом московского
Философского общества, занимал
субъективно-идеалистические позиции).
Произведения Скрябина, воплотившие идею
экстаза, дерзновенного, устремлённого к
неведомым космическим сферам порыва, идею
преобразующей силы искусства (венцом таких
творений, по мысли Скрябина, должна была
стать «Мистерия», в которой объединяются все
виды искусства – музыка, поэзия, танец,
архитектура, а также свет), отличаются
большой степенью художественного обобщения,
силой эмоционального воздействия. В
творчестве Скрябина своеобразно сочетаются
позднеромантические традиции (воплощение
образов идеальной мечты, пылкий,
взволнованный характер высказывания,
тяготение к синтезу искусств, предпочтение
жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями
музыкального импрессионизма (тонкий звуковой
колорит), символизма (образы-символы: темы
«воли», «самоутверждения», «борьбы»,
«томления», «мечты»), а также
экспрессионизма. Скрябин – яркий новатор в
области средств музыкальной выразительности
и жанров, в поздних сочинениях основой
гармонической организации становится
доминантовая гармония (наиболее характерный
тип аккорда – т. н. прометеевский аккорд).
Он впервые в музыкальной практике ввёл в
симфоническую партитуру специальную партию
света («Прометей»), что связано с обращением
к цветному слуху. Творчество Скрябина
оказало существенное воздействие на
фортепианную и симфоническую музыку 20 в.
Получили дальнейшее развитие идеи синтеза
музыки и света. В 1922 в помещении последней
квартиры Скрябина в Москве организован
музей. Для оркестра – 3 симфонии (1900–04,
3-я – Божественная поэма), симфонические
поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907),
Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором,
1910); концерт для фортепиано с оркестром
(1897); для фортепиано – 10 сонат
(1892–1913), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий
(в т. ч. 24 прелюдии ор.11), 21 мазурка, 11
экспромтов, вальсы и др. Л. Д. Никитина