Лист Ференц
Ференц
ЛИСТ Лист (Ferenz Liszt) — знаменитый
пианист-виртуоз, композитор, педагог,
капельмейстер и писатель о музыке, много
послуживший прогрессу музыкального искусства
в XIX стол. Род. 10 октября 1811 г. в
Венгрии; с самого раннего возраста обнаружил
необычайные музыкальные способности и
заслужил название Wunderkind. Семи лет он
читал ноты без посторонней помощи и вообще с
чтением музыки познакомился ранее, чем с
грамотой. После трехлетних занятий у отца,
Л., когда ему было около девяти лет, впервые
выступил в публичном концерте. Шесть
венгерских магнатов обеспечили Л. настолько,
что он мог получить серьезное музыкальное
образование. С 1821 г. он занимался в Вене
игрой на фортепиано у Карла Черни, теорией —
у Сальери. Выступая в концертах, Л. вызывал
громадную сенсацию в венской публике; во
время одного из них Бетховен, после
импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823
г. Л. поехал в Париж, где занимался у Паэра,
потом у Рейха. Одноактная опера его, “Дон-Санхо”,
была дана в Париже в 1825 г. К этому же
времени относятся его фортепианный концерт
A-moll, этюды и пр. В 1827 г. умер отец Л.,
вследствие чего мистическое настроениe, и
прежде замечавшееся в Л., еще более его
охватило; церковь стала его утешением.
Чтение, а впоследствии знакомство с такими
людьми как Гюго, Бальзак, Гейне, Альфред
де-Мюссе, Жорж Занд, выработали в Л.
художника-мыслителя. С юных лет и до конца
жизни он старался пропагандировать все то,
что заслуживает внимания, но остается в
тени. Так например, в 1829 г. Л. первый
играл в Париже концерт Es-dur Бетховена,
классическая музыка которого была в то время
недоступна парижанам. Большое влияние оказал
на Л. Паганини, npиехавший в Париж в 1831 г.
Игра гениального скрипача побудила Л.
добиться еще большего совершенства в
исполнении. На некоторое время он отказался
от концертирования, усиленно работал над
техникой и переложил для фортепиано
каприччио Паганини, вышедшие под названием
шести этюдов. Этот труд был первым и
чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном
переложении, которое впоследствии Л. довел
до столь высокой степени. На Л. как на
виртоуза имел также громадное влияние Шопен,
а как на композитора — Берлиоз. Около 1835
г. большое внимание обратили на себя статьи
Л. о социальном положении артистов во
Франции, о Шумане и др. Рано Л. начал и
педагогическую деятельность, которую никогда
не покидал. В середине 30-х годов Л.
предпринимает путешествие по Швейцарии,
Италии. К этому времени относятся его
сборник пьес “Album d'un voyageur” (изданный
впоследствии под названием “Annees de
pelerinage”) фантазии на “Пуритан”, “Лючию”,
“Жидовку”, переложения пасторальной симфонии
Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав
несколько концертов в Париже и Вене, Л.
возвращается в Италию (1839), где пишет
знаменитую пьесу “Venezia е Naроli” и
оканчивает переложение симфоний Бетховена на
фортепиано. Необычайные размеры его слава
получает между 1839 и 1848 гг. В этот период
Л. несколько раз объехал всю Европу, не
исключая России, Испании, Португалии,
Турции. В России Л. был в 1842 и 1848 гг. Он
первый стал выступать в концертах, исполняя
всю программу один, без участия посторонних
артистов. Результатом артистических
путешествий было большое состояние, давшее
Л. возможность подвинуть дело постановки
монумента Бетховену в Бонне: он внес
недостававшую сумму в 18 тыс. талеров. Для
музыкального торжества, сопровождавшего
открытие памятника (1845), Л. написал
кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как
пианист-виртуоз Л. открыл новые горизонты.
Он властвовал над публикой не только
благодаря своей технике и новизне приемов,
но, главным образом благодаря
глубокохудожественному исполнению. Он умел
передать свое искусство своим ученикам и
создал целую листовскую школу,
представителями которой являются Таузиг,
Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и мн. др.
Величайший из пианистов как в игре, так и в
фортепианных произведениях, он выказал
глубокое понимание богатых средств
фортепиано. В 1848 г. Л. посвятил себя
капельмейстерской деятельности, поселившись
в Веймаре. Благодаря ему, Веймар становится
средоточием музыкальной жизни Германии. На
оперной сцене и концертах, под управлением
Л. выдвигается вперед все выдающееся в
музыкальном искусстве, все молодое и
талантливое. “Тангейзер” Вагнера, не имевший
успеха в Дрездене, получает должную оценку в
Веймаре; там же впервые ставится “Лоэнгрин”;
обеим этим операм Л. посвящает особую
брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в
Париже с оперой “Бенвенуто Челлини”, имеет с
ней полный успех в Веймаре. То же происходит
и с оперой “Геновефа” Шумана, совершенно
непонятой в Лейпциге. Л. с одинаковой
симпатией относился к композиторам своей
страны и чужих стран. Русские композиторы
всегда вызывали в Л. живейший интерес и
большое сочувствие. Во время веймарского
периода написаны: гранская месса и почти все
оркестровые сочинения Л., симфонии и
симфонические поэмы, масса фортепианных
произведений — 15 рапсодий, 18 этюдов,
полонезы, ноктюрны. В начале 60-х годов Л.
переселился в Рим, а в 1865 г. принял малое
пострижение и звание аббата. Свою творческую
деятельность Л. направляет теперь
преимущественно в сторону церкви. Плодом ее
явились оратории: “Св. Елизавета”,
“Христос”, четыре псалма, реквием и
венгерская коронационная месса. В начале
70-х годов Л. выступал как дирижер в Веймаре
и Вене, а с 1875 г. его деятельность
сосредоточивается преимущественно в Пеште,
где он был выбран президентом вновь
основанной музыкальной академии. 70-летие со
дня его рождения во многих музыкальных
центрах Европы (между прочим и в Петербурге)
чествовалось концертами, составленными из
произведений Л. В 1886 г. Л., так сказать,
прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его
присутствии была исполнена его оратория “Св.
Елизавета”. В Люксембурге приветствия
публики в концерте до того растрогали
маститого художника, что он, хотя и давно
отказавшийся от публичного исполнения,
решился играть перед тысячной аудиторией.
Осенью этого года Л. собирался в Петербург,
но скончался 19 июля в Байрейте, где и
погребен. Последними композиторскими его
трудами были второй Мефисто-вальс,
симфоническая поэма “От колыбели до могилы”
и несколько фортепианных пьес. Оратория “Св.
Станислав”, вступление которой исполнялось
еще в 1884 г., осталась недоконченной, как и
фортепианная школа: “Methode de piano”. Всех
сочинений Л. 647: из них 63 для оркестра,
около 300 переложений для фортепиано. Во
всем, что писал Л., видна самобытность,
стремление к новым путям, богатство
фантазии, смелость и новизна приемов,
своеобразный взгляд на искусство. Его
инструментальные сочинения представляют
замечательный шаг вперед в музыкальной
архитектонике. Ошибаются те, которые думают,
что в своих произведениях Л. вращался в
области бесформенной фантазии; напротив, его
14 симфонических поэм, симфонии “Фауст” и
“Divina comedia”, фортепианные концерты
представляют богатейший новый материал для
исследователя музыкальной формы. Из
музыкально-литературных произведений Л.
выдаются брошюры о Шопене (переведена на
русский язык И. А. Зиновьевым, в 1887 г.), о
“Бенвенуто Челлини” Берлиоза, Шуберте,
статьи в “Neue Zeitschrift fur Musik” и
большое сочинение о венгерской музыке (“Des
Bohemiens et de leur musique en Hongrie”).
См. Christern, “F. Liszt nach seinem Leben
und Wirken aus authentischen Berichten
dargestellt” (Лпц.); Schuberth, “Franz
Liszt's Biographie” (Лпц., 1871); Heymann,
“L'abbe Liszt” (П., 1871); П. А. Трифонов,
“Франц Лист” (СПб., 1887); Janka Wohl,
“Francois Liszt”, в “Revue internationale”
(1886); L. Ramann, “Franz Liszt, als
Kunstler und Mensch” (Лпц., 1880); R. Роhl,
“Franz Liszt. Sludien und Erinnerungen” (Лпц.).