Иоганн Себастьян Бах
Иоганн
Себастьян Бах - великий немецкий композитор
XVIII века. Прошло уже более двухсот
пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес
к его музыке всё возрастает. При жизни
композитор не получил заслуженного
признания.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет
спустя после его смерти: в 1829 году под
управлением немецкого композитора
Мендельсона было публично исполнено
величайшее произведение Баха - "Страсти по
Матфею". Впервые - в Германии - было издано
полное собрание баховских сочинений. А
музыканты всего мира играют музыку Баха,
поражаясь её красоте и вдохновению,
мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море
должно быть ему имя", - сказал о Бахе
великий Бетховен.
Предки Баха издавна славились своей
музыкальностью. Известно, что прапрадед
композитора, булочник по профессии, играл на
цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты,
трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов
каждого музыканта в Германии начали называть
Бахом и каждого Баха - музыкантом.
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в
небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые
навыки игры на скрипке он получил от отца,
скрипача и городского музыканта. Мальчик
имел превосходный голос (сопрано) и пел в
хоре городской школы. Никто не сомневался в
его будущей профессии: маленький Бах должен
был стать музыкантом. Девяти лет ребенок
остался сиротой. Его воспитателем стал
старший брат, служивший церковным органистом
в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в
гимназию и продолжал обучать музыке. Но то
был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно
шли занятия. Для пытливого десятилетнего
мальчика это было мучительно. Поэтому он
стремился к самообразованию. Узнав, что у
брата в запертом шкафу хранится тетрадь с
произведениями прославленных композиторов,
мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь
и переписывал ноты при лунном свете. Шесть
месяцев длилась эта утомительная работа, она
сильно повредила зрение будущего
композитора. И каково же было огорчение
ребенка, когда брат застал его однажды за
этим занятием и отобрал уже переписанные
ноты.
В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил
начать самостоятельную жизнь и переехал в
Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и
получил право поступить в университет. Но
Баху не пришлось использовать это право, так
как нужно было добывать средства к
существованию.
В течение своей жизни Бах несколько раз
переезжал из города в город, меняя место
работы. Почти каждый раз причина оказывалась
одна и та же - неудовлетворительные условия
работы, унизительное, зависимое положение.
Но как бы ни была неблагоприятна обстановка,
его никогда не покидало стремление к новым
знаниям, к совершенствованию. С неутомимой
энергией он постоянно изучал музыку не
только немецких, но также итальянских и
французских композиторов. Не упускал Бах
случая и лично познакомиться с выдающимися
музыкантами, изучить манеру их исполнения.
Однажды, не имея на поездку денег, молодой
Бах отправился в другой город пешком, чтобы
послушать игру прославленного органиста
Букстехуде.
Так же неуклонно отстаивал композитор своё
отношение к творчеству, свои взгляды на
музыку. Вопреки преклонению придворного
общества перед иностранной музыкой, Бах с
особой любовью изучал и широко использовал в
своих произведениях народные немецкие песни
и танцы. Прекрасно познав музыку
композиторов других стран, он не стал им
слепо подражать. Обширные и глубокие знания
помогали ему совершенствовать и
отшлифовывать свое композиторское
мастерство.
Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой
областью. Он был лучшим среди своих
современников исполнителем на органе и
клавесине. И если как композитор Бах при
жизни не получил признания, то в
импровизациях за органом его мастерство было
непревзойдённым. Это вынуждены были признать
даже его соперники.
Рассказывают, что Бах был приглашён в
Дрезден, чтобы участвовать в состязании со
знаменитым в то время французским органистом
и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне
состоялось предварительное знакомство
музыкантов, оба они играли на клавесине. В
ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав
тем самым неоспоримое превосходство Баха. В
другой раз, в городе Касселе, Бах изумил
своих слушателей, исполнив соло на педали
органа. Такой успех не вскружил Баху голову,
он всегда оставался очень скромным и
трудолюбивым человеком. На вопрос, как он
достиг такого совершенства, композитор
ответил: "Мне пришлось усердно заниматься,
кто будет так же усерден, достигнет того
же".
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь
он служил придворным музыкантом и городским
органистом. В веймарский период композитор
создал свои лучшие органные сочинения. Среди
них известнейшая Токката и фуга ре минор,
знаменитая Пассакалия до минор. Эти
произведения значительны и глубоки по
содержанию, грандиозны по своим масштабам.
В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен.
При дворе принца Кётенского, куда он был
приглашён, не было органа. Бах писал,
главным образом, клавирную и оркестровую
музыку. В обязанности композитора входило
руководить небольшим оркестром,
аккомпанировать пению принца и развлекать
его игрой на клавесине. Без труда справляясь
со своими обязанностями, Бах всё свободное
время отдавал творчеству. Созданные в это
время произведения для клавира представляют
собою вторую после органных сочинений
вершину в его творчестве. В Кётене были
написаны двухголосные и трехголосные
инвенции (трехголосные инвенции Бах называл
"синфониями"). Эти пьесы композитор
предназначал для занятий со своим старшим
сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические
цели руководили Бахом и при создании сюит -
"Французских" и "Английских". В Кётене Бах
закончил также 24 прелюдии и фуги,
составившие первый том большого труда под
названием "Хорошо темперированный клавир". В
этот же период была написана и знаменитая
"Хроматическая фантазия и фуга" ре минор.
В наше время инвенции и сюиты Баха стали
обязательными пьесами в программах
музыкальных школ, а прелюдии и фуги "Хорошо
темперированного клавира" - в училищах и
консерваториях. Предназначенные композитором
для педагогической цели, эти произведения
представляют, кроме того, интерес и для
зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для
клавира, начиная со сравнительно нетрудных
инвенции и кончая сложнейшей "Хроматической
фантазией и фугой", можно услышать на
концертах и по радио в исполнении лучших
пианистов мира.
Из Кётена в 1723 году Бах переехал в
Лейпциг, где остался до конца своей жизни.
Здесь он занял должность кантора
(руководителя хора) певческой школы при
церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать
силами школы главные церкви города и нести
ответственность за состояние и качество
церковной музыки. Ему пришлось принять
стеснительные для себя условия. Наряду с
обязанностями преподавателя, воспитателя и
композитора были и такие предписания: "Не
выезжать из города без разрешения господина
бургомистра". Как и прежде, ограничивались
его творческие возможности. Бах должен был
сочинять для церкви такую музыку, которая бы
"не была слишком продолжительной, а также...
опероподобной, но чтобы возбуждала в
слушателях благоговение". Но Бах, как
всегда, жертвуя многим, никогда не
поступался главным - своими художественными
убеждениями. На протяжении всей жизни он
создавал произведения, поразительные по
своему глубокому содержанию и внутреннему
богатству.
Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах
создал свои лучшие вокально-инструментальные
композиции: большую часть кантат (всего
Бахом написано около 250 кантат), "Страсти
по Иоанну", "Страсти по Матфею", Мессу си
минор. "Страсти", или "пассионы" по Иоанну и
Матфею - это повествование о страданиях и
смерти Иисуса Христа в описании евангелистов
Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию
"Страстям". В прошлом и месса и "страсти"
представляли собою хоровые песнопения в
католической церкви. У Баха эти произведения
выходят далеко за рамки церковной службы.
Месса и "Страсти" Баха - это монументальные
произведения концертного характера. В их
исполнении участвуют солисты, хор, оркестр,
орган. По своему художественному значению
кантаты, "Страсти" и Месса представляют
собою третью, самую высокую вершину
творчества композитора.
Церковное начальство было явно недовольно
музыкой Баха. Как и в прежние годы, её
находили слишком яркой, красочной,
человечной. И действительно, музыка Баха не
отвечала, а скорее противоречила строгой
церковной обстановке, настроению
отрешенности от всего земного. Наряду с
крупными вокально-инструментальными
произведениями Бах продолжал писать музыку
для клавира. Почти в одно время с Мессой был
написан знаменитый "Итальянский концерт".
Позже Бах закончил второй том "Хорошо
темперированного клавира", куда вошли новые
24 прелюдии и фуги.
Помимо огромной творческой работы и службы в
церковной школе, Бах принимал активное
участие в деятельности "Музыкальной
коллегии" города. Это было общество
любителей музыки, которое устраивало
концерты светской, а не церковной музыки для
жителей города. С большим успехом Бах
выступал в концертах "Музыкальной коллегии"
как солист и дирижер. Специально для
концертов общества он написал много
оркестровых, клавирных и вокальных
произведений светского характера.
Но основная работа Баха - руководителя школы
певчих - приносила ему одни огорчения и
неприятности. Средства, отпускавшиеся
церковью на школу, были ничтожны, и певчие
мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок
был и уровень их музыкальных способностей.
Певчих нередко набирали, не считаясь с
мнением Баха. Оркестр школы был более чем
скромен: четыре трубы и четыре скрипки!
Все прошения о помощи школе, поданные Бахом
городскому начальству, оставались без
внимания. Отвечать же за всё приходилось
кантору.
Единственной отрадой были по-прежнему
творчество, семья. Подросшие сыновья -
Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн
Христиан - оказались талантливыми
музыкантами. Еще при жизни отца они стали
известными композиторами. Большой
музыкальностью отличалась Анна Магдалена
Бах, вторая жена композитора. Она обладала
прекрасным слухом и красивым, сильным
сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха.
Для своей семьи Бах сочинял вокальные и
инструментальные ансамбли.
Последние годы жизни композитора были
омрачены серьёзной болезнью глаз. После
неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он
продолжал сочинять, диктуя свои произведения
для записи. Смерть Баха осталась почти не
замеченной музыкальной общественностью. О
нем скоро забыли. Печально сложилась судьба
жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена
умерла десять лет спустя в доме призрения
для бедных. Младшая дочь Регина влачила
нищенское существование. В последние годы её
тяжелой жизни ей помогал Бетховен.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1. юный преступник
Отец Баха скоропостижно скончался, когда
Иоганну Себастьяну было девять лет, и
мальчик был отдан на воспитание старшему
брату, органисту города Ордруфа - Иоганну
Кристофу Баху.
У Кристофа имелся сборник произведений
знаменитых тогда композиторов: Фробергера,
Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник
'модной' музыки старший брат запирал в
зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не
развратился и не потерял уважение к
общепринятым музыкальным авторитетам.
Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то
хитрым способом подцепить и вытащить из-за
решетки нотный сборник... Он тайком
переписывал его для себя, но вся сложность
заключалась в том, что достать свечи было
невозможно и приходилось пользоваться только
лунным светом.
Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн
Себастьян ночами переписывал ноты, но,
увы... Когда героический труд близился к
завершению, Иоганн Кристоф застал младшего
брата на месте преступления и отобрал у
непокорного и оригинал, и копию...
Горе Баха не знало пределов, в слезах он
вскричал:
- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу
еще лучше!
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
- Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер
и свое детское обещание выполнил...
2. тайна трех селедок
Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в
Гамбург - послушать игру знаменитого в ту
пору органиста и композитора И.А. Райнкена.
Был он обычным школяром, с тощим кошельком и
хорошим аппетитом. В шумном и веселом
Гамбурге денежки быстро кончились и в
обратный путь Иоганн Себастьян пустился,
обремененный новыми музыкальными
впечатлениями и жалкой горсточкой мелких
монет.
Где-то на полпути между Гамбургом и
Люнебургом музыка голодного желудка уже
безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена.
А тут еще трактир на дороге встретился. И
запахи оттуда шли такие аппетитные, такие
головокружительные. Оголодавший Бах стоял
перед этим великолепным сооружением и
безнадежно перебирал мелочь. Денег не
хватало даже на самый скромный обед.
Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в
кучу мусора несколько селедочных голов.
Будущий гений без всякого стеснения подобрал
свалившуюся на него пищу и собрался
перекусить. Надкусывая первую селедочную
голову, он уже представлял, как разделается
со второй, и чуть было не лишился зуба. В
селедке был спрятан золотой дукат!
Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую
голову - еще золотой! И третья голова была
столь же превосходно нашпигована.
Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал
и немедленно отправился в Гамбург - слушать
И.А. Райнкена.
Ну а откуда взялись деньги в селедочных
головах, так этого до сих пор никто не
знает.
3. ну, я-то ни при чем...
Современников восхищала непревзойдённая игра
Баха на органе. Однако постоянно слыша в
свой адрес восторженные отзывы, Бах
неизменно отвечал:
- Моя игра не заслуживает такого
возвышенного внимания и похвал, господа мои!
Ведь мне только и нужно-то всего-навсего
попадать пальцами по надлежащим клавишам в
определенное время - и тогда инструмент
играет сам...
4. гармония прежде всего!
В знании гармонии с Бахом не мог сравниться
ни один из смертных. Возможно поэтому он
совершенно не терпел неразрешенных
аккордов... Обрывки музыкальной фразы
терзали слух гения, и, по свидетельству
современников, не было более верного
средства вывести его из себя. Однажды Бах
вошел в какое-то общество, где музицировал
очень посредственный любитель. Увидев
великого композитора, тот настолько
растерялся, что вскочил, прервал игру и, на
свою беду, остановился на диссонирующем
аккорде. Ни с кем ни здороваясь, не обращая
ни малейшего внимания на струхнувшего
исполнителя, разгневанный Бах бросился к
инструменту... Разъяренный лев, атакующий
гладиатора, и тот выглядел бы овцой по
сравнению с Иоганном Себастьяном. Даже не
присев, он довел проклятый аккорд до
надлежащего каданса. Вздохнул, поправил
парик и пошел здороваться с хозяином.
5. а где соперник?..
В 1717 году в Дрезден приехал прославленный
французский органист Маршан. Своей игрой он
всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту.
По мнению всех, Маршан решительно затмил
собою всех немецких исполнителей. Но
курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает
органист Бах, искусство которого не
допускает никакого соперничества.
Соревнование Маршана и Баха устроил
королевский капельмейстер Волюмье. В
назначенный день в большом собрании Маршан
заиграл блестящую французскую арию,
сопровождая мелодию многочисленными
украшениями и блистательными вариациями.
Когда Маршан взял последний аккорд,
слушавшие разразились громкими
аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть
Баха.
Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же
самую арию, которую только что исполнял
Маршан. Причем, несмотря на то что он только
что услышал ее впервые в жизни, Бах
безошибочно повторил все вариации, одну за
другой, и играл с сохранением всех украшений
французского виртуоза, а потом перешел к
вариациям собственного изобретения, гораздо
более изящным, трудным и блестящим... Когда
он закончил и встал из-за инструмента,
последовал оглушительный гром аплодисментов,
который не оставлял сомнения, кто играл
лучше - француз или немец. Однако было
решено, что музыканты сойдутся еще раз для
музыкального состязания.
Но в назначенный вечер Маршан не явился.
Позже выяснилось, что француз еще утром
уехал из города, даже не сделав прощальных
визитов, то есть - попросту сбежал...
6. здоровый воздух лейпцига
Служа кантором в церкви св. Фомы, Бах
получал дополнительные доходы от исполнения
церковных треб (свадеб и похорон), которые
неплохо оплачивались прихожанами. Однажды,
когда все граждане города долгое время
пребывали в полном здравии и никак не хотели
умирать, а следовательно, доходы Баха стали
мизерными, жена пожаловалась ему, что скоро
у них в доме будет денег не только на
похлебку, но и на хлеб... Иоганн Себастьян
развел руками:
- Дорогая моя, всему виной здоровый возух
Лейпцига, оттого и покойников маловато, и
мне, живому, жить не на что...
7. бах сердится
Несмотря на всю безграничную доброту и
простодушие, Бах порой бывал сварливым и
вспыльчивым. Как-то раз на репетиции второй
органист церкви св. Фомы, играя, допустил
небольшую ошибку... Рассердившись и не найдя
под рукой чем бы запустить в
неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал
с себя парик и швырнул им в органиста.
- Тебе надо сапоги тачать, а не играть на
органе! - закричал Иоганн Себастьян.
8. блудный сын и музыка
Непонятно почему, но Бах любил засыпать под
музыку.
Вечером, когда он ложился спать, три его
сына поочередно играли ему на клавесине.
Подобные обязательные занятия очень
досаждали детям, и самым сладким звуком для
них был мелодичный отцовский храп. Они
заметили, что быстрее всего он засыпал под
игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько
усыпив отца, он вырывался на свободу.
Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не
мог эти вечерние упражнения и, как только
услышал долгожданное посвистывание,
моментально удрал от клавесина, остановив
игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже
погруженный -в сладкую дремоту Бах
моментально проснулся. Диссонанс истязал его
слух! Диссонанс убивал его сон. Сначала он
думал, что ребенок пошел помочиться и скоро
вернется. Не тут-то было. Эммануил не
возвращался!
Бах долго ворочался в теплой постели, потом
одним рывком отбросил одеяло, в кромешной
темноте, натыкаясь на мебель и набивая
шишки, пробрался к инструменту и разрешил
аккорд.
Через минуту композитор безмятежно спал.
9. шутник
Бах любил переодеваться бедным школьным
учителем и в таком виде появляться в
какой-нибудь захолустной церкви. Там он
просил у церковного органиста разрешения
сыграть на органе. Получив таковое, великий
органист садился за инструмент и...
Присутствовавшие в церкви бывали настолько
поражены великолепием и мощью его игры, что
некоторые, полагая, что обыкновенный человек
не может играть так прекрасно, в испуге
убегали... Они думали, что к ним в церковь
заглянул... переодетый дьявол.
10. династия
Все Бахи были музыкантами, кроме
'основателя' династии Фейта Баха, жившего В
XVI столетии, который был булочником и
держал мельницу. Однако предание говорит,
что и он прекрасно играл на каком-то
струнном инструменте, напоминающем гитару, и
очень любил музыку.
Отец, дядя, дед, прадед, братья, все
многочисленные сыновья, внук и правнук
Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом,
кто церковным кантором, кто капельмейстером
или концертмейстером в различных городах
Германии...
Сам же Бах в конце жизни говорил:
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои
способности Ему предназначены.
11. бах и ученик
Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии
своих учеников играл одну из своих прелюдий.
Один из учеников стал восхищаться игрой
маэстро, но Бах прервал его:
"В этом нет ничего удивительного! Надо
только знать какие клавиши и когда нажимать,
а все остальное сделает орган".