Афоризм

Статистика

Католицизм

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900
млн. последователей, что намного превышает число последователей других
направлений христианства. Латинская традиция западного христианства
известна как католическая (с греч. — универсальная) церковь, однако точнее
использовать термин Римско-католическая церковь. Во главе этой церкви
стоит римский папа — так с III — IV вв. стали называть себя епископы Рима.
С VI в. этот термин закрепился за главой христианской общины “вечного
города”, Рима, столицы огромной империи. Римские епископы, называющие себя
“наместниками Бога на земле”, поставили себя в привилегированное
положение, претендуя на почетное (по преданию, церковь Рима была основана
апостолами Петром и Павлом) и юридическое (как церковь столицы империи)
первенство среди всех христианских церквей.
Термин “латинский” подчеркивает, что использование латыни в качестве
официального языка Западной Римской империи определило связанность истории
этой христианской традиции с историей народов и государств Западной
Европы. Латинская традиция западного христианства прослеживается примерно
с IV в.
Христианизированные народы империи стали римскими гражданами и
признали особое положение церкви Рима. Европа к западу от линии
Скандинавия-Карпаты-Дунай превращалась в целостное христианское
сообщество, связанное общим для всех латинским языком и признанием
верховенства папского престола. Эта западноевропейская общность в средние
века осознавала себя как “Христианское царство”.
Становление латинской традиции шло одновременно с процессами разделения
Римской империи на Западную и Восточную и упадком императорской власти на
западе. В ранее едином христианстве с IV —V вв., как мы уже говорили,
начали обособляться два направления: западное (латинское) и восточное
(греко-православное). Формальное разделение произошло в 1054 г., когда
римский папа Лев IX и византийский патриарх Михаил Керулларий,
отказавшийся признать притязания Рима на верховенство над греческой
церковью, наложили друг на друга анафему.
С V — VI вв. началось усиление роли римских первосвященников: возрастало
их экономическое и политическое могущество. Сначала в Италии, а затем и
далеко за ее пределами расширяется юрисдикция папской Церковной области.
Пытаясь утвердить свое верховенство не только над церковными иерархиями,
но и над светскими феодальными правителями, папство кропотливо создавало
свою латинскую Римско-католическую духовно-светскую империю. Тактика союза
с победителем и обращения в свою веру завоевателей приносила папству успех
в период средневековья: евангелизация норманнов, “деяния Бога через
франков”, союз с германскими императорами, крестовые походы, Реконкиста и
конкиста. В средневековой Западной Европе Римско-католическая церковь
превращалась в опору всей феодальной системы. Умело пользуясь угрозой
отлучения и закрепляя юридическими нормами латинского канонического права
и папскими буллами свои духовные и светские привилегии, папство пыталось
объединить раздробленную, погрязшую 6 междоусобных войнах Европу в единую
теократическую монархию под властью папы.
Народы Западной Европы обращались в христианство массами, всем
сообществом сразу, поэтому Римско-католическая церковь развивалась как
церковь целого народа, целого государственного образования. Соответственно
и юрисдикция национальной империи распространялась на все население без
изъятия. До XVI в. это было обязательной нормой, и лишь после Реформации
удалось добиться юридической санкции на возможность разных вероисповеданий
населения одной европейской страны. Высокомерный униформизм латинского
христианства и порождаемое им преследование инаковерующих и инакомыслящих
были унаследованы и многими протестантскими церквями. Поэтому Лютера и
Кальвина сами реформаторы часто называли соответственно виттенбергским и
женевским папами,
Огромную роль в формировании единой культурной вотчины народов Западной
Европы сыграла латынь, официальный язык права, религии и образования. Еще
долго после того, как латинский язык утратил функцию разговорного, его
значение и роль в церкви, суде и университете сохранялись. религия со
“специальным” языком способствовала концентрации власти и могущества в
руках особого религиозного сословия — католического духовенства, которое
поставило себя в привилегированное положение по отношению ко всем
остальным верующим.
Средневековая идея о том, что европейское “Христианское царство” со
столицей в Риме можно путем светской экспансии расширить до пределов всего
“знаемого мира”, получила реальное воплощение в XV — XVI вв. вместе с
освоением Атлантики и началом колониальной экспансии Европы. Это позволило
Римско-католической церкви компенсировать в Новом Свете потери, которые ей
нанесла Реформация на европейском континенте.
Раскол в латинской традиции западного христианства привел к победе
реформаторов и созданию в XVI в. северной, или протестантской, традиции
западного христианства. С этого времени церкви латинской традиции
сосредоточились на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами
доминировавших на море в XVI в. Португалии и Испании позволили учредить
церкви латинской традиции не только в Центральной и Южной (Латинской)
Америке, но и во многих районах Африканского побережья и отдельных
регионах Азии.
Миссионерская деятельность и колониальная экспансия” XIX XX вв.
способствовали еще более широкому географическому распространению Римско-
католической церкви. Иммиграция из Ирландии, Италии и других европейских
стран с латинской традицией христианства привела к формированию латино-
христианских анклавов в Северной Америке, Австралии и других регионах с
доминирующим протестантским влиянием.
В XIX в. деятельность Римско-католической церкви значительно
политизировалась, что было связано с колониальной экспансией,
формированием политических партий и развитием рабочего и социалистического
движений в странах Европы. На I Ватиканском соборе 1869— 1870 гг. римский
папа Пий IX, за несколько лет до этого опубликовавший “Силлабус, или
Полное перечисление главных заблуждений нашего времени”, стремился, с
одной стороны, поднять авторитет папы и католического учения в вопросах
религии, политики и идеологии, а с другой - определить позиции церкви по
отношению к новым научным, общественным и политическим течениям и идеям.
Собор осудил эти учения (рационализм, пантеизм, социализм и т.д.) и
демократические требования общественных движений (свобода слова, печати и
т.д.), а также принял декрет о непогрешимости римского папы (наместника
“Христа”), когда он выступает официально по вопросам веры и морали.
Последнее решение привело к выходу из церкви части католиков и
формированию ими самостоятельной старокатолической церкви. Эти небольшие
церкви действуют сегодня в нескольких западноевропейских странах и США.
Быстрый количественный рост католических церквей в Латинской Америке и
Африке привел к выработке Ватиканом новой политической стратегии,
ориентированной на укрепление своих позиций в бывших колониальных и
зависимых странах. Латинская традиция западного христианства вошла в
период качественных перемен.
У Римско-католической церкви накоплен огромный опыт пропагандистской
работы. Сегодня под контролем католиков действуют многочисленные
типографии и издательства, радиостанции и телекомпании, издаются
международные и приходские газеты и журналы, общая и специальная
религиозная литература. Много пишут о финансовой империи Ватикана.
Действующие религиозные и светские католические организации дают церкви
возможность работать с верующими всех возрастов. Сильные позиции имеет
Римско-католическая церковь на всех уровнях сферы образования.
Привилегированное положение в области высшего образования занимают
престижные учебные заведения, особенно ордена иезуитов. Хорошо
организованы и структурированы различные формы благотворительной
деятельности. Широкая работа ведется в области здравоохранения: санитарное
просвещение, обслуживание госпиталей, домов для престарелых лепрозориев.
Римско-католическая церковь отдает приоритет преданию, т.е. наряду с
Библией, трудами отцов Церкви и решениями первых Вселенских соборов она
поднимает до уровня непререкаемого авторитета для верующих официальные
документы, подготовленные папой и высшими органами центрального церковного
управления. Римско-католическая церковь не рекомендовала (до II
Ватиканского собора) верующим самостоятельное изучение Библии, настаивая
на чтении в присутствии священнослужителя, который дает официальное
толкование. Только в иерархии латинского христианства есть кардиналы.
Таинство конфирмации (с лат. - миропомазание) проводится в возрасте 7 - 13
лет. Евхаристия совершается не на квасном хлебе (как у православных), а на
пресном (облатка). Крестное знамение совершается не справа налево, как у
православных, а слева направо.
К Римско-католической церкви примыкают униатские церкви, т.е.
национальные христианские церкви, подписавшие унию (с лат. - союз) с
Ватиканом. Униатские церкви принимают вероучение и руководство Римско-
католической церкви, но сохраняют национальные особенности в богослужении
и обрядовой практике. Униатские церкви придерживаются различных обрядов:
греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского и коптского.


 

Hosted by uCoz