Император Константин
Ко
времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местами
старые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники
видели, как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает
и людей, и богатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана
были изданы
строгие указы против христиан; собрания их были запрещены, им грозили
отобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовали
пресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждала
ссылка
или казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане могли
жить спокойно.
К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к ним
прибавились еще более суровые меры. Сначала погрозили выключить из среды
войска и числа чиновников всех, кто откажется принести жертву гению
императора. Затем Диоклетиан предписал сжечь книги христиан и сломать их
церкви и молитвенные дома.
Преследование христиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались и
выдали книги, но большинство осталось твердыми; выступали проповедники,
которые громко объявляли свою веру. Христиане еще крепче держались за
пострадавших епископов, более слушались их слова. Диоклетиан во время
преследований отказался от власти императора.
Сын его товарища по власти, Константин (311-337 гг.), а также иллириец
по
происхождению, правивший крайней западной четвертой частью империи,
сначала
примирился с христианами, потом перешел на их сторону. Десять лет спустя
после гонений Диоклетиана Константин указом в Милане позволил христианам
свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назад свое имущество.
Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войске
Константин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображены
начальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: “Сим победишь”.
Было позволено изображать крест на императорских монетах. Константин
стал
особенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде,
решать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константин
освободил духовенство от податей и тяжкой повинности доставлять хлеб в
казну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви.
Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константин
воспитал в христианстве.