Афоризм

Статистика

Соперники христианства

Одним из сильнейших соперников христианства был гностицизм. Основное
различие этих систем заключалось в том, что у гностиков бог абсолютен в
своем совершенстве и именно поэтому не является творцом. Мир есть мир зла,
управляемый демонами, поэтому он сотворён не богом, а творцом (демиургом),
воплощающим Зло, иногда, кстати, отождествляемым с иудейским Яхве.
Преимущество учения гностиков было в том, что оно не получило строго
канонического оформления. Именно поэтому гностические идеи и течения могли
существовать и внутри иудейства, и внутри христианства, питая многие секты,
с которыми христиане вели долгую и ожесточенную борьбу на протяжении трех
веков (с II-VI).
Победа христианства над гностицизмом была обусловлена тем, что гностицизм
переносил защиту от мирового зла преимущественно в область астрологии,
демонологии, ангелологии и магии, тогда как христианство обещало спасение
через искупление грехов жертвенной смертью Христа и проповедовало
внутреннее самосовершенствование, основанное на вере. Поскольку главным для
гностиков было интуитивное познание истины, а не поведение в реальном мире,
их этические взгляды были неопределенны, а теории зыбки, поэтому расцвет
гностических и полугностических учений приходится на первую половину II в.,
когда христианство еще не набрало должной силы.
Другим серьезным соперником христианства был митраизм - Культ бога Митры.
Подобно христианству, митраизм обращался прежде всего к низшим слоям
населения, обремененным всякими тяготами, созданными Римской империей.
Подобно гностицизму, митраизм никогда не имел писаного канона. Во главе
митраистической системы стояло Бесконечное Время, аналогичное богу
гностиков. В мире боролись доброе и злое начала, Митра также был демиургом
(создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым: он был посредником
между божественными силами вселенной и человеком, защитником человека и
образцом для подражания в жизни. Он обещал праведникам посмертное
блаженство после Страшного Суда.
Митраизм был религией, которую намного легче было приспособить к
традиционным политеистическим религиям и социальным ценностям Римской
империи, нежели христианство, и тем не менее, образ Иисуса был понятнее и
привлекательнее, чем следование за явно мифологическим, сверхъестественным
Митрой. Поэтому митраизм не пережил V века, и потомки его приверженцев, как
и большинство гностиков, влились в христианские общины.
Более мелкими соперниками христианства были такие религиозно-мистические
сообщества, как орфики и герметисты. Они тем более не устояли против него -
орфизм - из-за политеистичности и крайней замкнутости, герметизм - из-за
слишком абстрактного и отчасти магического характера.

 

Hosted by uCoz