Афоризм

Статистика

Районы распространения

Содержащиеся в китайских источниках косвенные сведения позволяют
утверждать, что первые буддийские проповедники появились на территории
нынешнего северного Вьетнама во 2-3 вв. н. э. Вначале 3 в. выходец из
Согда, Кхыонг Танг Хой (200-247), переводил здесь сутры с санскрита на
вэньянь. Много проповедников прибывало в Заотяц (название Северного
Вьетнама в 1-5 вв. н. э.) с севера, что обусловило преобладающее влияние
доктрин махаяны. Возникновение школ во Вьетнаме относится к 6 в.: первую
из них основал в 590 г. индиец из Винитаручи, вторую - наставник Во Игон
Тхонг из Гуанчжоу в 820 г., третью - китайский монах Гхао Дыонг в 1069 г.
Все три школы исповедовали учение тхиен, развивали направления чань-
буддизма. В 13 в. на смену этим школам пришла новая школа тхиен - Чук-
Лам, основанная в 1299 г. императором Чан Нян Тонгом, который принял
постриг. Во второй половине 14 в. среди представителей правящей элиты
усиливается влияние неоконфуцианских доктрин; в связи с этим, а также с
упадком династии Чан, положение сангхи ухудшается. Реформатор Хо Куи Ли,
ставший в конце этого столетия фактическим правителем государства,
придерживался антибуддистских взглядов, производил отчуждение
монастырских владений и насильственно возвращал монахов в мир. В связи с
20-летней борьбой против войск династии Мин было разрушено множество
пагод и стел, погибло бесчисленное количество памятников вьетской
словесности, большая часть которых, несомненно, была связана с буддизмом.
Именно этим обстоятельством объясняются столь заметные изменения в раннем
буддизме во Вьетнаме. В конце 14 в. всё большую роль начинают играть
амидаистские (амидаизм - одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем
Востоке, возникшее и оформившееся в 6 в. в Китае) и тантрические
представления. После нескольких 10-летий стабильности в 1527 г. престол
был узурпирован Маг Данг Зунгом: за этим последовала 60-летняя война
между представителями нового правительства и сторонниками свергнутого
императорского рода Ле, завершившаяся победой последних.
В VIII в. вьетнамская сангха постепенно обретает утраченные позиции, на
севере Вьетнама возрождается школа Чук Лам.. В период правления династии
Нгуен возобновляется строительство и ремонт пагод; во второй половине IX
в. во время господства Франции во Вьетнаме, ухудшается положение сангхи.
В конце 60-х, начале 70-х годов XX в. в стране наблюдается “буддийский
ренессанс: ведется широкомасштабное строительство пагод, десятки тысяч
молодых людей принимают постриг и, поэтому, вслед за полным освобождением
Южного Вьетнама в 1977 г. примерно 70% монахов возвращаются в мир.
В настоящее время буддисты представляют собой наиболее многочисленную
религиозную общину СРВ; из более чем 60-ти миллионов населения страны
примерно одна треть, в той или иной степени, разделяет учение буддизма
махаяны. Имеется также в стране несколько десятков тысяч последователей
буддизма тхеравады.

БУДДИЗМ В ЕВРОПЕ В XX В.

7Буддизм получил распространение в большинстве европейских стран:
буддистские организации, центры и небольшие группы имеются практически во
всех странах Западной Европы, а также в отдельных странах Восточной
Европы. Почти во всех западноевропейских странах находятся филиалы
международной буддийской организации “Интернационал Сока гаккай”.
Старейшими в Европе являются буддийские организации в Германии (с 1903
г.), Великобритании (с 1907 г.), Франции (с 1929 г.). В Гамбурге в 1955
г. был образован Германский буддийский союз, т.е. центр, объединяющий
буддийские организации ФРГ. Во Франции было основано общество “Друзья
буддизма”. Наиболее крупной и влиятельной организацией в Европе считалось
и Буддийское общество Великобритании. В Великобритании существуют также
Буддийская миссия (с 1926 г.), Лондонская буддийская вихара, храм
Буддхаладина, Тибетский центр и другие общества (всего около сорока).
Многие члены буддийских обществ в Европе являлись известными буддологами,
проповедниками буддизма.


БУДДИЗМ В КИТАЕ


В Китае наибольшее распространение получили три религии: конфуцианство,
буддизм и даосизм. Точную численность последователей каждой из этих
религий трудно установить, так как все основные религии Китая тесно
переплелись между собой и нередко верующий одновременно посещает храмы
двух, а то и трех религий.
Буддизм стал проникать в Китай на рубеже новой эры. Первыми
распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому
шелковому пути из центрально-азиатских государств. Уже к середине II в. с
буддизмом был знаком императорский двор, о чем свидетельствуют
многочисленные жертвоприношения Лао-Цзы и Будде. Основоположником
буддийских традиций в Китае считается парфянский монах Ань Шигао,
прибывший в Лоян в 148 г.
Кардинальные сдвиги в положении буддизма в Китае произошли в IVв.,
когда эта религия завоевала благосклонность правящих верхов страны.
Буддизм в Китае утверждался в форме махаяны. Из Китая буддизм
распространился в другие страны дальневосточного региона: Корею, Японию и
Вьетнам.
Революционные преобразования в Китае вызвали к жизни движения внутри
сангхи. После свержения в 1911 г. монархического строя появились
буддистские школы нового типа, различные монашеские ассоциации и светские
буддийские общества. Однако, единая общественная организация буддистов
так и не была создана, а численность монашествующих осталась к этому
времени крайне незначительной: в 1931 г. насчитывалось лишь 738 монахов и
монахинь.
В 1949 г. после образования КНР, буддистам была гарантирована свобода
совести, но, в то же время, земельные владения буддийских монахов были
конфискованы, а большая часть буддийских монахов и монахинь возвратились
в мир. В мае 1953 г. создана Китайская Буддистская ассоциация.
С началом “культурной революции” в 1966 г. все буддийские храмы и
монастыри были закрыты, а монахи отправлены на “перевоспитание”.
Деятельность Китайской Буддистской ассоциации возобновилась в 1980 г. В
последующие годы были восстановлены крупнейшие буддийские монастыри,
открыта Буддийская академия и ряд монастырских школ. В последующие годы
заметно усилился интерес широких слоев общества к буддийской религии,
возросло число лиц, посещающих буддистские храмы.


БУДДИЗМ В КОРЕЕ


Буддизм проник в Корею во второй половине IV в. Буддизм в Корее
преимущественно махаянского толка, причем большое значение имел культ
бодхисаттв. Примерно до XIII в. буддизм развивался успешно, но со
временем отношение к буддизму все ухудшалось и ухудшалось. И в конце XIX
в. он находился в полном упадке. После 1945 г. в Северной Корее буддизм
был практически изжит, но на Юге начал обретать популярность. Настоящий
подъем его начался в 60-х годах и во многом связан с приходом к власти в
1961 г. Пак Чонхи, который в отличие от большинства прежних политиков
(христиан - протестантов), был буддистом. Число храмов, монахов и
последователей буддизма в этот период начало быстро расти. В настоящее
время в Южной Корее насчитывается 18 основных школ, главной из которых
является Чогё, объединяющая подавляющее большинство корейских буддистов.
Южно-корейские буддисты играют все более заметную роль в мировом
буддистском движении.


БУДДИЗМ В ЛАОСЕ


Буддизм существовал на этой территории еще до образования первого
лаосского государства Лансанг. В Лансанге буддизм как господствующая
религия включал в себя элементы тхеравады и махаяны. В первой половине
XVI в. был издан королевский указ, запрещавший поклонение духам - пхи,
культ которых был постепенно введен в буддизм. Наибольшего расцвета
буддизм достиг при короле Сулиньявонгса (правил в 1637-1694 г.). После
его смерти Лансанг распался на три государства., между которыми начались
междоусобные войны, приведшие к упадку буддизма и государства. После
французской колонизации из трех лаосских государств было сохранено одно -
Луангпрабанг. В 1928 г. французская администрация одобрила постановление
о реорганизации лаосской сангхи по типу таиландской и объявило буддизм
государственной религией. После ликвидации монархии и создания Лаосской
Народно-Демократической Республики буддизм по-прежнему остался
господствующей религией в стране. В стране насчитывается примерно две с
половиной тысячи монастырей и храмов, свыше десяти тысяч членов сангхи.


БУДДИЗМ В СРЕДНЕЙ АЗИИ


Как сообщают средневековые китайские, арабские, персидские и иные
авторы, до утверждения на территории современного Киргизстана,
Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и юга Казахстана ислама (8-9
вв.) был широко распространен буддизм. Эти данные получили подтверждение,
когда в1920-е гг. в данном регионе развернулись археологические изыскания
(были найдены буддийские храмы, святилища, ступы и иные постройки,
относящиеся ко 2-10 вв. н. э.).
В Бактрии (области, занимавшей север современного Афганистана и южные
районы Таджикистана и Узбекистана) буддизм существовал с династийным
культом кушан и древними местными верованиями зороастрийского и
маздентского круга. За много веков существования в данном регионе буддизм
утвердился не только в крупных городах и торговых центрах, но проник и в
сельские поселения.
В древней Маргиане (Мервский оазис, юго-восток современного
Туркменистана) буддизм существовал с официальной религией Сасонидов -
зороастризмом и погиб вместе с Сасонидским государством при завоевании
его, во второй половине 7 в., арабами.
В северо-восточных областях Средней Азии (север Киргизстана) буддизм
распространялся в раннем средневековье. Свидетельства средневековых
авторов и найденные в Средней Азии буддийские тексты говорят о том, что
во 2-8 вв. этот регион был важным центром.


БУДДИЗМ В РОССИИ


Традиционные регионы России, где живут буддисты, - Бурятия, Тува,
Калмыкия, Читинская и Иркутская область. Буддизм на территории России
представлен школой гелукпа, которая является разновидностью тибетского
буддизма. Калмыки приобщились к буддизму в 16 в. в Джунгарии (Китай), а в
17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию. Уже в
тот период у калмыков появилась буддийская литература, переведённая с
тибетского на калмыкский язык.
На территории Тувы буддизм утвердился в конце 18 в., вобрав в себя
местные шаманские верования и культы. Верующие исповедуют ламаистскую
форму буддизма (эта форма основана на сочетании черт махаяны и
ваджраяны).
С 1956 г. на территории СССР действовали два буддийских монастыря
(Иволгинский и Огинский). В 1990-1991 гг. открывается около 30 новых
общин в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Анапе, в городах
Прибалтики.


БУДДИЗМ В США


Буддизм появляется в США на рубеже 19 и 20 вв.; его последователями и
пропагандистами были в основном иммигранты из Японии, Китая, Кореи,
буддисты - миссионеры, вокруг которых группировалось небольшое количество
американцев. В 1893 г. в Чикаго прошёл Всемирный конгресс религий, на
котором присутствовали буддисты. После конгресса началось паломничество
восточных буддистов в США и обратное движение - американцев на восток,
где они проходили обучение в буддийских монастырях.
Одной из крупных буддийских организаций в США является Первый дзэнский
институт Америки в Нью-Йорке. Центр буддийской тхеравады - Американская
буддийская академия, которая также находится в Нью-Йорке.
Школа китайского буддизма распространена преимущественно среди
американцев, живущих в Чайна-таун. Буддизм в США характеризуется наличием
большого количества маленьких групп, принадлежащих к самым разным
направлениям и школам. Ещё одной характерной чертой американского
буддизма является его интерес к социальной проблематике: американцы
обращаются к буддизму, стремясь найти ответы на проблемы, волнующие и
современное американское общество.


БУДДИЗМ В ЯПОНИИ


В Японии сосуществуют две основные религии - синтоизм и буддизм
(махаяна). Японцы посещают одновременно синтоистские и буддийские храмы.
Согласно официальным японским хроникам буддийское учение было принесено
в Японию в 552 г. корейским проповедником из Пекина; новая вера нашла в
Японии и страстных приверженцев и отчаянных противников.
Япония является крупнейшим в мире центром по изучению буддизма,
привлекающим учёных из разных стран. После Второй мировой войны
значительно активизировалось миссионерская деятельность японских
проповедников за рубежом. В последние десятилетия в Японии возникло много
новых религиозных течений, из которых выделяют необуддийские секты:
нитирэн сэсю, рэйюкай и другие.


БУДДИЗМ НА ТАЙВАНЕ


Буддизм (махаяна) был занесён китайскими эмигрантами в 17 в. Сейчас на
острове имеются филиалы Буддийской Ассоциации КНР, членами которых
являются десятки тысяч тайваньцев, в том числе учащиеся полутора десятка
буддийских учебных заведений.


БУДДИЗМ НА ТЕРРИТОРИИ ГИМАЛАЕВ


Проникновение обусловлено контактом с Индией через исторические
территории Кашмира, Непала, а также экспансией буддизма в Центральный и
Западный Тибет.

БУДДИЗМ ТАКЖЕ РАСПРОСТРАНЁН :

В Камбодже (в 1989 г. буддизм объявлен государственной религией).
На острове Шри-Ланка ( в качестве государственной религии буддизм
утвердился в 3 в. до н. э.)
В Мьянме (распространён в форме тхеравады).
В Таиланде
В Лаосе
Всего в мире насчитывается более 300 млн. верующих буддистов.





 

Hosted by uCoz