Афоризм

Статистика

Монголия

Когда говорят о буддизме у монголов, бурят, калмыков и тувинцев, то
имеют в виду причудливое смешение философии учения Цзонхавы, смутно
понятного тантризма и исконно шаманских верований. Первое знакомство
монголов с буддизмом произошло еще при Чингиз-хане, а его внук Хабилай
(1215-1294) решительно порвал с шаманством и стал буддистом. Сохранилась
легенда об обращении Хабилая. К нему пришли христианский, мусульманский,
конфуцианский священники и тибетский тантрист Пагва-лама. Хан сказал, что
примет веру того, кто совершит чудо - к губам хана сам собой должен
подойти кубок с вином. Эта задача была легко решена тибетским магом. Но,
несмотря на обращение монгольской знати в новую веру, народ вплоть до XVI
в . оставался верен шаманству.
С конца XVII в. тибетские и монгольские ламы стали появляться в
Забайкалье, ламаизм начал распространяться среди монгольских народов
России, уже не столь сосуществуя с шаманством, сколько включая его в
себя. Наиболее тесно слились две религии в Туве, где ламы были нередко
женаты на шаманках.
Пантеон монгольского шамаизма сильно отличается от тибетского: во-
первых, за счет древних монгольских богов, принятых в число буддийских;
во-вторых, представления о собственно буддийских богах имеют мало общего
с каноническими буддийскими представлениями.


БЕЛЫЙ СТАРЕЦ - ПОКРОВИТЕЛЬ ПЛОДОРОДИЯ


Одно из самых популярных мест в пантеоне монгольского ламаизма занимает
Белый Старец (Цагаан-Эбугэн) - хозяин всей земли, лесов, гор, вод,
повелитель зверей и птиц. Его образ восходит к мифам о боге - супруге
Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают
отшельником с посохом в руках ( прикосновение этого посоха даёт долгую
жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом ( и пещера ,и
персик - символы женского начала); его окружают пары животных и птиц (
Белый Старец покровительствует размножению). С включением Белого Старца в
буддийский пантеон о нем стали говорить как о полуисторическом святом
отшельнике, проповеди которого слушал с уважением сам Будда. В небе над
пещерой Белого Старца часто изображают дхьяни -будду Амитабху.


ВЛАДЫКА ЗАГРОБНОГО МИРА


Образ индийского бога мёртвых Ямы в Монголии был полностью вытеснен
образом Эрлика. В добуддийских мифах Эрлик - хитрый и злобный бог, один
из творцов мира, создающий преимущественно всё дурное, что окружает
человека. Он - глава злых божеств, владыка подземного мира, похититель
человеческих душ. С приходом Эрлик из бога, злого ко всем , превращается
в жестокого, но справедливого судью загробного мира, получает титул Номун-
хана - Владыки Закона. Одновременно Эрлик из главы злых духов становится
предводителем дхармапал, возглавляя их шествие во время грандиозной
церемонии цам.


ОБРЯДЫ


В течение года буддисты отмечают пять основных праздников, называемых
Великими хуралами. Первый - Цагалган, праздник Нового года, - длится 16
дней. К нему подготавливают гороскопы, люди дарят друг другу различные
амулеты.
Второй праздник - Зула, восхождение Цзонхавы на небо. В этот день
тысячи светильников зажигаются в память о Великом учителе. Третий
праздник посвящен учению калачакры. Четвертый - Весак, день рождения,
Просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни. Это один из самых
торжественных праздников, совпадающий с началом весны, поэтому алтари
утопают в цветах. В этот день монахи разыгрывают сцены из жизни Учителя,
Великие ламы наставляют верующих в Учении.
Пятый и самый зрелищный праздник посвящен Майтрейе (по-бурятски он
называется Майдари-хурал). Тысячи буддистов приезжают в монастыри, чтобы
принять участие в процессии, изображающей грядущий приход Майтрейи. Из
специального храма, имеющегося в каждом монастыре, выносят золотую статую
бодхисаттвы, помещают на колесницу, и монахи везут ее вокруг монастыря.
Верующие стремятся прикоснуться к колеснице и коню Майтрейи в надежде,
что это принесет счастье. Процессия движется под звуки барабанов и труб.
Некоторые из труб так велики, что их невозможно удержать в руках, поэтому
их несут два монаха - один трубит, а другой держит трубу на плече. Все
Великие хуралы сопровождаются торжественными песнопениями в храмах.
Кроме Великих хуралов не реже одного раза в месяц проводятся Малые,
собирающие, подобно Великим, всех монахов и множество верующих. Хуралом
называется также ежедневное богослужение, проводимое в храме несколькими
или даже одним ламой. Во время любого хурала ламы читают нараспев текст
той из священных книг, которую надлежит читать в этот день. Чтение
сопровождается ритуальными жестами, звоном колокольчиков, ритмичными
ударами в барабан и литавры, звуками больших и малых труб.
Перед каждым ламой стоит столик, покрытый пестрой тканью, - на нем
лежат книга и ритуальные предметы. Лама сидит на скамье, на подушках
(облоках); чем выше звание монаха, тем выше его скамья и тем больше на
ней облоков. Скамьи лам тянутся несколькими рядами вдоль храма, так что
ламы сидят боком к алтарю.
В центре под балдахином восседает спиной к алтарю глава монастыря, за
ним блещет золотом огромная статуя Будды или Цзонхавы, по бокам в один
или несколько ярусов стоят статуи других богов, за их спинами висят иконы-
танки или же стоят скульптуры тысячи будд нашего мирового периода. Стены
многих храмов покрыты фресками. Фрески, как правило, изображают жизненный
путь будды и его учеников. Перед алтарем расставлены подношения богам -
семь чашечек с водой, блюда с жертвенным рисом, пирамиды, сооруженные из
раскрашенного теста; клубится дым многочисленных благовоний. Боковые
части храмов посвящены дхармапалам, у входа - образы локапал (хранителей
сторон света). Входя в храм, верующие трижды простираются на полу в знак
своего преклонения перед Буддой, Учением и Общиной или же просто подносят
молитвенно сложенные руки ко лбу, рту и груди, очищая тем самым мысль,
речь и тело.
Таков тибетский буддизм. Обилием богов, развитой магией и обрядностью
он мало походит на буддизм других стран, но всё же это - буддизм.




 

Hosted by uCoz