Монголия
 Когда 
		говорят о буддизме у монголов, бурят, калмыков и тувинцев, то
Когда 
		говорят о буддизме у монголов, бурят, калмыков и тувинцев, то
		имеют в виду причудливое смешение философии учения Цзонхавы, смутно
		понятного тантризма и исконно шаманских верований. Первое знакомство
		монголов с буддизмом произошло еще при Чингиз-хане, а его внук Хабилай
		(1215-1294) решительно порвал с шаманством и стал буддистом. Сохранилась
		легенда об обращении Хабилая. К нему пришли христианский, мусульманский,
		конфуцианский священники и тибетский тантрист Пагва-лама. Хан сказал, 
		что
		примет веру того, кто совершит чудо - к губам хана сам собой должен
		подойти кубок с вином. Эта задача была легко решена тибетским магом. Но,
		несмотря на обращение монгольской знати в новую веру, народ вплоть до 
		XVI
		в . оставался верен шаманству.
		С конца XVII в. тибетские и монгольские ламы стали появляться в
		Забайкалье, ламаизм начал распространяться среди монгольских народов
		России, уже не столь сосуществуя с шаманством, сколько включая его в
		себя. Наиболее тесно слились две религии в Туве, где ламы были нередко
		женаты на шаманках.
		Пантеон монгольского шамаизма сильно отличается от тибетского: во-
		первых, за счет древних монгольских богов, принятых в число буддийских;
		во-вторых, представления о собственно буддийских богах имеют мало общего
		с каноническими буддийскими представлениями.
		
		
		БЕЛЫЙ СТАРЕЦ - ПОКРОВИТЕЛЬ ПЛОДОРОДИЯ
		
		
		Одно из самых популярных мест в пантеоне монгольского ламаизма занимает
		Белый Старец (Цагаан-Эбугэн) - хозяин всей земли, лесов, гор, вод,
		повелитель зверей и птиц. Его образ восходит к мифам о боге - супруге
		Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают
		отшельником с посохом в руках ( прикосновение этого посоха даёт долгую
		жизнь), сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом ( и пещера ,и
		персик - символы женского начала); его окружают пары животных и птиц (
		Белый Старец покровительствует размножению). С включением Белого Старца 
		в
		буддийский пантеон о нем стали говорить как о полуисторическом святом
		отшельнике, проповеди которого слушал с уважением сам Будда. В небе над
		пещерой Белого Старца часто изображают дхьяни -будду Амитабху.
		
		
		ВЛАДЫКА ЗАГРОБНОГО МИРА
		
		
		Образ индийского бога мёртвых Ямы в Монголии был полностью вытеснен
		образом Эрлика. В добуддийских мифах Эрлик - хитрый и злобный бог, один
		из творцов мира, создающий преимущественно всё дурное, что окружает
		человека. Он - глава злых божеств, владыка подземного мира, похититель
		человеческих душ. С приходом Эрлик из бога, злого ко всем , превращается
		в жестокого, но справедливого судью загробного мира, получает титул 
		Номун-
		хана - Владыки Закона. Одновременно Эрлик из главы злых духов становится
		предводителем дхармапал, возглавляя их шествие во время грандиозной
		церемонии цам.
		
		
		ОБРЯДЫ
		
		
		В течение года буддисты отмечают пять основных праздников, называемых
		Великими хуралами. Первый - Цагалган, праздник Нового года, - длится 16
		дней. К нему подготавливают гороскопы, люди дарят друг другу различные
		амулеты.
		Второй праздник - Зула, восхождение Цзонхавы на небо. В этот день
		тысячи светильников зажигаются в память о Великом учителе. Третий
		праздник посвящен учению калачакры. Четвертый - Весак, день рождения,
		Просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни. Это один из самых
		торжественных праздников, совпадающий с началом весны, поэтому алтари
		утопают в цветах. В этот день монахи разыгрывают сцены из жизни Учителя,
		Великие ламы наставляют верующих в Учении.
		Пятый и самый зрелищный праздник посвящен Майтрейе (по-бурятски он
		называется Майдари-хурал). Тысячи буддистов приезжают в монастыри, чтобы
		принять участие в процессии, изображающей грядущий приход Майтрейи. Из
		специального храма, имеющегося в каждом монастыре, выносят золотую 
		статую
		бодхисаттвы, помещают на колесницу, и монахи везут ее вокруг монастыря.
		Верующие стремятся прикоснуться к колеснице и коню Майтрейи в надежде,
		что это принесет счастье. Процессия движется под звуки барабанов и труб.
		Некоторые из труб так велики, что их невозможно удержать в руках, 
		поэтому
		их несут два монаха - один трубит, а другой держит трубу на плече. Все
		Великие хуралы сопровождаются торжественными песнопениями в храмах.
		Кроме Великих хуралов не реже одного раза в месяц проводятся Малые,
		собирающие, подобно Великим, всех монахов и множество верующих. Хуралом
		называется также ежедневное богослужение, проводимое в храме несколькими
		или даже одним ламой. Во время любого хурала ламы читают нараспев текст
		той из священных книг, которую надлежит читать в этот день. Чтение
		сопровождается ритуальными жестами, звоном колокольчиков, ритмичными
		ударами в барабан и литавры, звуками больших и малых труб.
		Перед каждым ламой стоит столик, покрытый пестрой тканью, - на нем
		лежат книга и ритуальные предметы. Лама сидит на скамье, на подушках
		(облоках); чем выше звание монаха, тем выше его скамья и тем больше на
		ней облоков. Скамьи лам тянутся несколькими рядами вдоль храма, так что
		ламы сидят боком к алтарю.
		В центре под балдахином восседает спиной к алтарю глава монастыря, за
		ним блещет золотом огромная статуя Будды или Цзонхавы, по бокам в один
		или несколько ярусов стоят статуи других богов, за их спинами висят 
		иконы-
		танки или же стоят скульптуры тысячи будд нашего мирового периода. Стены
		многих храмов покрыты фресками. Фрески, как правило, изображают 
		жизненный
		путь будды и его учеников. Перед алтарем расставлены подношения богам -
		семь чашечек с водой, блюда с жертвенным рисом, пирамиды, сооруженные из
		раскрашенного теста; клубится дым многочисленных благовоний. Боковые
		части храмов посвящены дхармапалам, у входа - образы локапал (хранителей
		сторон света). Входя в храм, верующие трижды простираются на полу в знак
		своего преклонения перед Буддой, Учением и Общиной или же просто 
		подносят
		молитвенно сложенные руки ко лбу, рту и груди, очищая тем самым мысль,
		речь и тело.
		Таков тибетский буддизм. Обилием богов, развитой магией и обрядностью
		он мало походит на буддизм других стран, но всё же это - буддизм.
		
		
		
		
 
