Афоризм

Статистика

ВАДЖРАЯНА

С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее несколько
названий: ваджраяна (“алмазная колесница”), буддийский тантаризм,
эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это нкаправление еще
больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности.
Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны,
противопоставлялась мгновенная, подобная молнии реализация природы будды.
Варджаяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который
проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место
передача знаний “от посвященного к посвящаемому”, варджаяну называют
также эзотерическим буддизмом, а европейцы , еще в XIX в. обратившие
внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибетских
буддистов, стали именовать эту религию ламаизмом.
Ваджра (“молния”, “алмаз”) является символом твердости,
несокрушимости, истинности учения будды. Если в других направлениях
буддизма тело считалось символом страстей, удерживающих человека в
сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной практики,
считая, что в нем заключена высшая духовность. Осуществление ваджры в
человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и
относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается
присутствие природы будды в человеке. Исполняя ритуальные жесты (мудры),
последователь ваджраяны реализует в собственном теле природу будды;
произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу будды в
речи; а созерцая божество, изображенное на священной диаграмме или схеме
вселенной, реализует природу будды в собственном уме и как бы становится
буддой во плоти. Таким образом, ритуал преобразует человеческую личность
в будду, и все человеческое становится священным.
В ваджраяне развивается не только ритуал, но и философия. Вся
буддийская литература объединяется в два основных собрания: “Ганджур”-
канонические сочинения- и “Данджур” - комментарии к ним. К IX в.
ваджраяна весьма широко распространяется, но приживается главным образом
в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI-XVII вв. приходит в
Россию.
Как всеазиатская религия буддизм достиг своего пика именно к IX в. Под
его влиянием находилась значительная часть Азии и прилегающих к ней
островов. В этот период религиозная практика в рамках одного направления
буддизма в разных странах почти не имела различий. Например, махаянисты
Индии читали те же тексты и занимались теми же медитативными
упражнениями, что и махаянисты Китая, Центральной Азии и других регионов.
Более того, буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции
этих регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии,
шаманство в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая
буддийские идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на
буддизм..
Однако после IX в. ситуация изменилась. Буддизм пришел в упадок и к
XII в. постепенно был вытеснен из Индии.
 


 

Hosted by uCoz