Афоризм

Статистика

От расцвета до упадка

Со II по IX в. буддизм переживал небывалый подъём. Он распространился
на Шри-Ланке, его влияние постепенно утвердилось в Юго-Восточной и Южной
Азии, Китае, откуда он проник в Японию, Корею, Тибет. Это время расцвета
буддийских монастырей, которые стали центром просвещения, учёности и
искусства.

В монастырях изучались древние рукописи, создавались комментарии к ним
и новые тексты. Некоторые монастыри стали своего рода университетами,
куда съезжались на учёбу буддисты разных направлений со всей Азии. Они
вели бесконечные дискуссии, но вполне мирно уживались друг с другом,
участвуя в общей религиозной практике. Монастыри являлись оплотом
буддийского влияния в Азии.

Благосостояние же самих монастырей зависело от поддержки могущественных
царей и влиятельных сановников, которым была близка буддийская идея
веротерпимости. В Южной Индии поддержку буддизму оказывала династия
Сатаваханов (II-III в.). Но и в Центральной Индии при династии Гуптов (IV-
VI вв.), несмотря на то что большинство гуптских царей симпатизировало
индуизму, буддийские монастыри продолжали свою деятельность. Царь
Кармагупта (415-455 гг.) открыл самый знаменитый монастырь-университет
Наланда в Северном Бихаре. Буддистом был ,по преданию, и Харшавадхана
(VIIв.), создатель последней крупной империи, объединившей большую часть
Индии. Он расширил и укрепил Ниланду. Именно в это время (в VI-VII вв.)
под управление монастырей начали переходить земли и поселения, которые
снабжали их всем необходимым.
С VIII в. на большей части территории Индии буддизм начал приходить в
упадок, его влияние сохранялось лишь на севере и востоке. С середины VII
в. в Бихаре и Бенгалии к власти пришла династия Палов, представители
которой были буддистами. Они основали несколько крупных монастырей, с
помощью которых индийские буддисты утвердили свое влияние в Тибете в
острой борьбе с китайскими буддийскими миссионерами.


 

Hosted by uCoz