Афоризм

Статистика

Первые шаги

По преданию, через год после смерти Будды его последователи собрались
вместе, чтобы записать то, что они узнали от Учителя и сохранили в своей
памяти. Монах по имени Упали пересказал всё, что он слышал о дисциплине:
правилах приёма в сангху и исключения из неё, нормах, регулирующих образ
жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Всё это было
объединено в свод текстов, получивших название “Виная питака”. Всё, что
Будда говорил по поводу самого Учения и методов религиозной практики,
пересказал его ученик Ананда. Эти тексты вошли в “Сутра питаку”(“Корзина
бесед”). Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание
канона. Это собрание получило название Первого буддийского сангити, или
собора. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья
часть учения, “Абхидхарма питака”, - систематическое, можно сказать,
философское изложение Учения.

Однако между членами сангхи (община верующих) возникли серьёзные
разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за
смягчение и даже отмену жёстких страниц, в то время как другие настаивали
на их сохранении. Уже в IV в. до н. э. это привело к расколу сангхи на
махасангхику (“большую общину”), объединявшую сторонников общего
“обмирщения” буддийской общины, и стхавираваду или тхераваду (“учение
старейшин”), сторонники которой придерживались более консервативных
взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма) считают,
что раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали, через 100 лет
после первого.

С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления царя Ашоки
(III в. до н. э.), буддизм из учения превращается в своего рода
государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял
правила буддийской морали.

При Ашоки появилось множество сект и школ: по общепринятой
классификации - 18. В это же время собрался Третий буддийский собор в
Паталипутре, на котором были осуждены учения некоторых буддийских школ, а
школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период был создан
буддийский канон “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (на
санскрите), что означает “Три корзины”. Последователи разных направлений
буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о том, когда,
где и на каком языке были канонизированы “Три корзины”. Махаянисты
считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя
Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию - “Трипитаку”. А
приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до
н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Трипитака” на языке
пали.

Наряду с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство. Богатые
покровители финансируют строительство ступ. Вокруг этих мемориальных
сооружений, где содержатся остатки Будды и другие буддийские реликвии,
складывается особый культ, к ним совершаются паломничества.

После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов,
покровительствующей брахманизму, центр перемещается на Шри- Ланку. В
течение трёх последующих веков буддизм превращается во влиятельную
религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии
Сатаваханов распространяется в Ценральной Азии. В эпоху правления второго
после Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки(I-II вв. н. э.)
влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной
Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в
торговых центрах Северного Китая. Через южный морской путь буддизм
проникает в Южный Китай.

С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он
объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя
сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому
пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения.

 

Hosted by uCoz