Афоризм

Статистика

Учение Будды

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых
тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод,
страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая
ее чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к
вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма -
это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В
буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его
поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо,
он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость
и умиротворённость. Таков закон кармы, который определяет участь человека
и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра -
“колесо жизни”. Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение
(авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют
сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы - физического
и психологического облика человека; нама-рупа способствует формированию
шести чувств (аятана)- зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса
и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает
само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь
порождает привязанность (упадана) к тому , что чувствует и о чём мыслит
человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава),
следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение неизбежно
влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и
дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к
следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как
можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно
зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

“Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением
желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого я назову учителем?”
Так сказано в “Дхаммападе”.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и
выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего
освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной. Нирвана - это
покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и
значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет
жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь совершенного,
свободного духа.


ВСЕЛЕННАЯ И ЕЕ УСТОРОЙСТВО.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме
практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем
капель в океане и песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша,
океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада,
населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В центре мира
стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине
горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой. Ещё выше, в
воздушных дворцах, находятся небеса трёх сфер. Боги, люди и прочие
существа, которые действуют исключительно ради удовлетворения собственных
желаний, живут в камадхату - “сфере желания”, разделённой на 11 уровней.
В сфере рупадхату - “мира формы” - на 16 уровнях расположены 16 небес
Брахмы (верховного бога брахманизма). Над ней помещается арупадхату -
“мир не формы”, включающий четыре высших неба Брахмы. Все боги,
населяющие три сферы, подчинены закону кармы и поэтому, когда их заслуги
исчерпываются, могут утратить свою божественную природу в следующих
воплощениях. Пребывание в облике бога такое же временное, как и во всяком
другом.

Однако, согласно самой древней космологической схеме, существуют три
главных уровня - мир Брахмы (брахмалока), мир богов и полубогов
(девалока) и мир бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения,
которым подвергается человек.

Миры не вечны. Каждый из них возникает, развивается и разрушается в
течение одной махакальпы; её продолжительность - миллиарды земных лет.
Она в свою очередь делится на четыре периода (кальпы). По окончанию
махакальпы мироздание не уничтожается полностью. Только те существа,
которые достигли просветления, переселяются в мир Брахмы, на небеса
Абхассараю. Когда на земле опять создаются условия для жизни, они
рождаются здесь в соответствии со своими прежними заслугами. Однако не
всякая кальпа становится счастливой, а лишь та, в которой появляется
Будда. Буддийские тексты называют шесть Будд, которые жили в мире людей
до Шакьямуни: Вишвабха, Випашьин, Шикхин, Кракучханда, Канакамуни,
Кашьяпа. Однако наиболее популярен среди буддистов Майтрейя - Будда,
прихода которого ожидают в будущем.



 

Hosted by uCoz