Афоризм

Статистика

Когда и где зародился буддизм

Сами буддисты ведут отсчет времени существования своей религии от
кончины Будды, однако среди них нет мнения о годах его жизни. Согласно
традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с 624 по
544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-
летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие
свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время
жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых
направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.
э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и
в связи с этим даты жизни Будды.

Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее
экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней
Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла из жертвоприношений
многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое
событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее
сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев
(торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с
момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не
принимал деление на варны, рассматривая общество как состоящее из двух
категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева
- люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей - она
включала людей, обслуживавших господствующие слои.

На территории Индии в VI-III вв. до н. э. существовало множество
небольших государств. В северо-восточной Индии, где проходила
деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому
устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они
враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу
жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами
Магадха и Кошала.

В те времена появилось множество аскетов - людей, не имеющих
собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и
зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учения, не
признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к
вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни
человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами
(“шрамана” означает “совершающий духовное усилие”).

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо
сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности (в
отличии последователей брахманизма Будды считал, что женщины наравне с
мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма
в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда
называет любого благородного и мудрого человека независимо от его
происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических
сочинений раннего буддизма - “Дхаммападе”:

“Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его
мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишен
благ.

Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто
даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается не
взволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди привязанных к
миру - свободным от привязанности.”

 

Hosted by uCoz