Афоризм

Статистика

Великие наставники народа

РАБИ АКИВА (? - 135 г. н.э.). Образ раби Акивы давно превзошёл по
масштабу его историческую фигуру. Возможно, это величайший учёный Талмуда
и, безусловно – самый большой мученик из его персонажей. В отличие от
многих ведущих учителей иудаизма, он происходил не из видной семьи
мудрецов, а был сыном и внуком обращённого в иудаизм иноверца. В молодости
он был пастухом и не получил никакого образования. Тем не мение Рахель,
дочь его богатого хозяина Кальба Цавуа, почувствовала в его душе нечто
особенное и сказала, что выдет за него замуж, если он будет изучать Тору.
Они поженились против воли Кальба Цавуа, который тут же лишил свою дочь
наследства. Но , не смотря на нищету, в которую попала семья, жена поощряла
занятия мужа. Через несколько лет уже не одна Рахель видела выдающиеся
способности раби Акивы. Он был не только мудрецом, но и смелым человеком.
Когда римские власти объявили изучение торы преступлением, он продолжал
учить. Антиримская направленность раби Акив, впрочем, выходила далеко за
рамки изучения Торы. Когда Шимон Бар-Кохба поднял восстание в 132г. н.э.
против Рима, раби Акива стал одним из его наиболее горячих последователей.
Римляне, подавив восстание, приговорили мудреца к смерти. С него содрали
кожу и сожгли на костре. За все время казни у него вырвался лишь один стон.
Считается, что в этот момент Г-сподь сказал, что если услышит еще один
стон, то вернёт мир в первоначальное состояние. Считается, что Тора не
забыта, благодаря рабе Акиве и его многочисленным ученикам.


МАЙМОНИД /РАМБАМ (1135 – 1204). Труды и достижения этого еврейского
мыслителя 12 века охватывают невероятное множество проблем. Рамбам первым
составил полный систематизированный кодекс еврейского права («Мишне Тора»),
им опубликован комментарий ко всей Мишне и т.д. Полное имя Рамбама (Раби
Моше бен Маймон). Щн родился в Испании не задолго до прихода к власти
фанатиков-масульман. Чтобы избежать преследований со стороны этой
мусульманской секты (которая предоставляла христианам и евреям жесткий
выбор - принят ислам или умереть), Рамбам бежал с семьёй в Мароко, затем в
страну Израиля, наконец, в Египет, где был назначен врачом султана.
Главным его вкладом в еврейскую жизнь остаётся «Мишне Тора», кодекс
еврейского права. Он хотел составить книгу, которая служила бы руководством
по поведению в любых ситуациях. Этот кодекс избавлял от необходимости
тратить массу времени на поиски нужного места в Талмуде и позволял
обходиться его пособием. Позже он послужил моделью для «Шульхан Арух» (свод
законов), кодекса 16 века, до сих пор авторитетного среди ортодоксальных
евреев. Рамбам – один из немногих еврейских мыслителей, чьё учение повлияло
и на нееврейский мир: многие из философских концепций «Наставника»,
посвящённые Б-гу и другим теологическим проблемам, имели значение не только
для евреев. Фома Аквинский в своих трудах ссылается на «раби Моисея»
обнаруживая своё глубокое знакомство с «Наставником». Известное выражение
гласит: «От Моше (Торы) до Моше (Рамбама) не было подобного Моше».



РАШИ (1040 – 1105). Рамбам считается величайшим еврейским философом и
интеллектуалом средних веков. Раши же – величайший учитель этого времени.
После его смерти прошло около девятисот лет, но евреи, изучающие Тору и
Талмуд (две самые важные книги иудаизма), неизменно пользуются его
комментариями. Из сотен переизданий Талмуда, начиная с 16 века, практически
ни одно не обходилось без комментариев этого французского еврея. И если бы
Раши не написал свой комментарий, объясняющий трудные арамейские слова и
ведущий читателя по прихотливым и иногда запутанным логическим путям,
Талмуд мог бы оказаться окончательно забытым. Величайший еврейский
учитель родился в Труа (Франция) в 1040 году. Его полное имя – раби Шломо
бен Ицхак, сокращенно Раши. В то время Труа проживало не более сотни
евреев. Кажется необычным, что такой крупный учёный вышел из столь
маленькой общины, ведь современные евреи, живущие в небольших общинах,
обычно жалуются на невозможность дать своим детям нормальное еврейское
образование в таких условиях. В молодости Раши провёл несколько лет в
йешиве в Майнце. Когда ему было 25 лет, он вернулся в Труа и открыл свою
собственную еврейскую школу. Раши не брал платы за обучение, получая доход
от нескольких, принадлежавших ему виноградников. Последние годы жизни Раши
были омрачены волной антисемитизма, прокатившейся по Франции и Германии
вместе с крестоносцами. Хотя через Труа крестоносцы не проходили, в других
местах Европы тысячи евреев были убиты, ещё тысячи изувечены, и ещё тысячи
ограблены.
 

Hosted by uCoz