ПОТОМКИ ВОИНОВ АЛЕКСАНДРА?
.«Когда
говорят о загадках древней истории, почти всегда вспоминают «потомков
Александра Македонского», не самого царя, разумеется, а тех, кто
участвовал в походе греков в Азию. Кто же они, эти «кандидаты» в
потомки»? Наиболее известные из них нуристанцы (или калаши, или кафиры),
живущие в отрогах Гиндукуша на северо-западе Афганистана, Изолированные
группы бадахшанцев и ягнобцев в Таджикистане. Что это подтверждает?
К сожалению, немногое. Квинт Курций, биограф Александра, рассказывает
эпизод покорения одним из войск царя среднеазиатской области под
названием Бубацена. Исследователи пытаются сопоставить ее с современным
Бадахшаном. Но, по официальной версии, войско туда не заходило. В 329
году до н. э. оно прошло по территории современного Афганистана и со
стороны реки Гильменд поднялось на гребень Гиндукуша. Дойдя до Сырдарьи,
армия вернулась тем же путем обратно. Однако и не заходя в пределы
Памира, отдельные ее отряды могли побывать в Бадахшане. Его жители до
сих пор хранят легенду об «Искандере Зорканае» — «Александре Двурогом».
И еще одно, косвенное, доказательство того, что грекам были знакомы эти
места: в географических работах более позднего времени уже встречаются
названия населенных пунктов данной местности.
Значит, кто-то из греков здесь все же побывал? Что касается Ягнобе, то
единственное достаточно точное описание этого района — записки
исследователя Средней Азии М. Андреева, сделанные в 1927—1928 годах.
Ягноб — небольшая замкнутая высокогорная страна в Западном Таджикистане,
расположенная в восточной части самого большого из притоков Зеравшана
реки Фанд. По преданию, Александр проходил по Зеравшану, посетил
соседний с Ягнобом Фальгар и повернул в ближнее селение Тагфон, чтобы
«принять пищу». Сегодня точных доказательств того, что царь побывал
здесь, нет. Однако известно другое. Ягнобцы прямые потомки согдийцев,
жителей Согдианы, покоренной армией Александра. «Можно предположить, —
пишет в своих материалах М. Андреев, — что ягнобцы были в свое время
оттеснены, загнаны в их теперешние места обитания, на которые не было
претендентов, и где они могли сохраниться, постепенно тая в числе...» И
добавил. «. .сохранив свой загадочный язык, не похожий на язык ни одной
из окружающих этнических групп». Наконец, о нуристанцах. «Происхождение
60 тысяч нуристанцев остается неразгаданным» — так записано практически
во всех крупных исследованиях по истории Передней Азии. У многих калашей
светлые волосы, голубые глаза. Это типичные индоевропейцы.
Самая распространенная версия о происхождении калашей основывается на их
собственных легендах. По одной — они действительно потомки воинов
Александра, укрывшихся в горах Гиндукуша и оставшихся здесь навсегда. По
другой — остатки разведывательного отряда, посланного в Бажур, но
взбунтовавшегося и не пожелавшего возвращаться домой. О калашах писали
много. Известный английский исследователь Брюс указывал, например, на
пережитки у них некоторых греческих религиозных церемоний. Другие ученые
ссылаются на Бабура, первого правителя из династии Великих Моголов,
который сообщал, что язычники-калаши употребляют в больших количествах
крепкие виноградные вина, в то время как окружавшие их племена и
представления о них не имели... Теперь мы подходим к главному вопросу,
без решения которого было бы бессмысленно вообще говорить о «потомках
Александра». Насколько велик был грекомакедонский, так сказать,
генетический вклад в этническую среду этих районов? Огромная держава,
возникшая в результате завоеваний Александра, простиралась от западного
побережья Балканского полуострова до Индии. На севере она приближалась к
Дунаю и граничила с Черным морем, на юге доходила до Индийского океана,
Аравии и Северной Африки.
Многие исследователи ссылаются на данные Диодора, упоминавшего
программу, намеченную в царских инструкциях. Александр предполагал
«объединение многих народов в один, перемещение людей из Азии в Европу и
обратно, чтобы соединены были два великих континента браками и союзами,
и чтобы жили они в согласии, дружбе и родстве». Одним из важнейших (и
последних) мероприятий царя в его восточной политике было заключение
брачных союзов с представителями местных народов, чтобы «смешением крови
соединить победителей и побежденных». Чем это можно объяснить?
Влюбленностью Александра в человечество?
Желанием побратать Восток с Западом? Источники не дают оснований делать
подобные выводы. Просто македонский царь не верил в прочность своих
завоеваний, боялся бунтов и искал средства, чтобы укрепить непрочную
империю. Его восточная политика была лишь средством достижения мирового
господства. Но нас волнуют ее плоды. Армия Александра, пришедшая в Азию
(несколько десятков тысяч человек), была этнически разнородной. Пехота
эллинов в битвах практически не участвовала, а использовалась в качестве
гарнизонов, разбросанных по всей территории Средней Азии. Очень важно и
то, что Александр постоянно получал пополнения из Македонии, Греции,
Фракии, которые также исчислялись тысячами. Что же получилось? Вместо
«переноса счастья из Азии в Грецию», к чему призывал Александр,
македоняне и греки осели в завоеванных районах. Это подтверждено
документально. По мнению ряда ученых, часть эллинов растворилась среди
жителей некоторых районов и дала жизнь качественно новым этническим
фуппам. Возможно ли такое?
Многие этнографы отвечают утвердительно. Условия полной изоляции, когда
лишь 3—4 месяца в году отдаленные селения могли сообщаться с другим
миром, оказались весьма благоприятными для сохранения физических черт,
приобретенных тысячелетия назад. Но поиск только начинается. Возможно,
появятся иные направления исследований, и другие народности или племена
получат основание считаться «потомками воинов Александра Македонского».