Школы и течения
Первую
классификацию философских школ провел Сыма Тань (11-1 вв. до н э ) в
трактате Основные указания о шести школах. Его сын, знаменитый историк
Сыма Цянь (11-1 вв. до н.э.), включил этот трактат в качестве 130-и
главы в свои исторические записки. Сыма Тань называет шесть школ:
натурфилософов (инь-ян цзя), конфуцианцев (жу цзя), моистов (мо цзя),
имен (мин цзя), законников (фа цзя), даосистов (дао дэцзя).
Классификацию школ продолжил Лю Синь (11 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Она
сохранилась в повторении ее Бань Гу (32-92 н.э.) в Истории ранней
династии Хань К числу названных Лю Синь добавил еще четыре школы:
дипломатов (цзун хэн цзя) эклектиков (цза цзя), аграрников (нун цзя),
литераторов сяо шо цзя) Последняя не имела самостоятельного значения, и
общее число школ сводилось к девяти. Группа авторов работ по военному
делу также не включалась в разряд школ.
Сыма Тань и Лю Синь положили начало традиционной версии классификации
школ (в Истории династии Суй их насчитывается уже четырнадцать). Оба они
не философы, а историки. Их классификация имеет явно выраженный
библиографический характер. С позиций историко-философской науки она во
многом условна В ней нет единого критерия классификации: одни школы
называются по имени основоположника (моисты - последователи Моцзы),
другие - по групповому составу (конфуцианцы - ученые), третьи по
основной категории или символу (даосисты получили имя от Дао, законники
- от фа - закона и т.д.)
В древности существовало мнение, согласно которому происхождение школ
связывалось с родом занятий их первых представителей: конфуцианство
зародилось в среде чиновников, даосизм произошел от официальных
историков, натурфилософия обязана своим появлением астрономам и
астрологам, легизм разработан чиновниками судебного ведомства и т.д.
Однако при всей их разновидности учения всех школ можно свести к двум
основным течения - даосизму и конфуцианству, между которыми особое место
занимает ицзинистика.