периодизация
В отличие
от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в.,
истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском
периоде. Средневековую философию условно можно разделить на следующие
периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.);
2) анализ возможностей слова - важнейшая проблема, связанная с
христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X
вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.). В каждом их этих периодов обычно
различают рационалистическую и мистическую линии. Однако стоит
подчеркнуть, что мысль рационалиста была направлена на постижение чуда
Слова-Логоса (ибо иначе как чудом наделенность им мыслящего существа
назвать нельзя), а мысль мистика обретает логическую форму. Обеим этим
линиям свойственно то, что называлось схождением ума в сердце; это в
свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были
умозрение, молитва, исповедь, наставление, как правило, облеченное в
форму притчи. Именно потому, что философия составляла с мифологией,
называвшейся вплоть до XII в. спекулятивной философией, единый идейный
комплекс, она развивалась не только в светских школах (с XI в.), а затем
в университетах (с Х111 в.), но прежде всего в монастырях, религиозных
орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Александр
Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы
(Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых
философов Я школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго
Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский,
Ансельм Кентерберийский).
Патристика подразделяется на раннюю, доникейскую (11-1V вв.) и
посленикейскую (IV-VI вв.), греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский,
Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую
(Августин, Боэций и др.). При этом греко-византийская философия отводит
решающее место непосредственному созерцанию Бога в схватывающем
интуитивном акте, то есть мистицизму, в то время как католическая мысль
развивается внутри пересекающихся линий мистицизма и рационализма.
Огромное значение в этот период играли споры с неоплатонизмом,
гностицизмом и возникавшими внутри христианства ересями.
Философствование, выявляющее возможности слова, - это фактически все
средневековое философствование, его можно выделить в отдельный период
тоже весьма условно, поскольку это было философствованием внутри новых
охватываемых христианством ареалов - территории будущей Западной Европы.
Важнейшими представителями такого философствования являются папа
Григорий Нисский, Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный, магистры
Каролингской Академии, прежде всего Алкуин. Особняком в этом ряду стоит
великий философ Иоанн Скот Эриугена. Л
Период, связанный со схоластическим методом исследования, также можно
подзделить надвое: ранний (X1-XI1 вв.) и поздний (XIII-XIVBB.).
Представителями раннесхоластического периода являются Иоанн Росцелин,
Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард Клервоский и др.
Представителями позднесхоластического периода - Раймонд Луллий, Фома
Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дунс Скот, Уильям
Оккам, творцы экспериментальной философии Роберт Гроссетест и Роджер
Бэкон и др. Позднесхоластический период является периодом влияния
арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических
идей Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и
веры, что способствовало потере равновесия между разумом и верой.