русский романтизм
Для
других мыслителей, живших уже в преобразованной Петром России, тема арии
также была неразрывно связана с вопросом о смысле русской идеи, об
исторических судьбах Отечества. На этом этапе своего развития русская
мысль, обращаясь к историософским проблемам, в значительной мере
опиралась на опыт западноевропейской философской традиции. В 1823 г. в
Москве возникает первый в России философский кружок - Общество
любомудров. Одним из руководителей этого кружка был князь Одоевский.
В.Ф. Одоевский (1803-1869), замечательный писатель, крупнейший
представитель русского романа. Он был знатоком европейской философии,
испытал глубокое влияние философских идей Шеллинга, изучал патристику
Итогом многолетних размышлений о судьбах культуры и истории, о прошлом и
будущем России и Запада стало его главное сочинение Русские ночи( 1844)
Содержавшаяся в Русских ночах критика западной цивилизации во многих
отношениях близка позиции ведущих представителей европейского
романтизма.
То, что русский мыслитель-романтик прежде всего не приемлет в характере
развития современной ему цивилизации - односторонность. Односторонность
есть яд нынешних обществ и тайная причина всех жалоб, смут и недоумении,
- утверждает он. При этом Одоевский никогда не был противником научного
и технического прогресса. Уже на склоне лет он писал: То, что называют
судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который
изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе
или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатам.
Бесспорным фактом для него было и то, что с каждым открытием науки одним
из страданий человеческих делается меньше. И тем не менее то направление
развития цивилизации, которое он наблюдал в Европе и в США, казалось ему
едва ли не тупиковым, потому что было связано с утратой целостности и в
душе отдельного человека, и духовной жизни общества. Происходит, по его
убеждению, и раздробление наук. Чем более я уважаю труды ученых, - писал
Одоевский, - тем более... скорблю об этой... напрасной трате
раздробленных сил. В целом же, несмотря на постоянный рост
цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация
из-за одностороннего погружения в материальную природу может
предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. Но человек не может
жить постоянно в мире грез, а пробуждение вызывает у него невыносимую
тоску, тоску и раздражительность. Оценивая таким образом итоги и
дальнейшие перспективы развития цивилизации, Вл.Одоевский с надеждой
думал о будущем России. Надеялся он прежде всего на то, что она сможет
избежать односторонности развития и будет способствовать сохранению в
истории столь необходимого человечеству начала всеобъемлющей
многосторонности духа.
Вл. Одоевский не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух
важнейших направлений русской общественно-философской мысли первой
половины XIX в. - ни к славянофильству, ни к западничеству. Полемика
славянофилов и западников прошлого века - не только идейное
противоборство. Этот спор-диалог многое определил в характере русской
философии и национальной культурной традиции в целом. И центральное
место в нем занимали проблемы историософского характера.