Афоризм

Статистика

Православный фашизм наступает


А доктрина-то с душком! Русские национал-клерикалы предложили масштабную политическую доктрину, а митрополит Кирилл стал ее промоутером

На "соборных слушаниях" национально-церковного политклуба, претенциозно названного "Всемирный русский народный собор", слушали: громоздкий (800 страниц!) политический документ под названием "Русская доктрина". Постановили: принять ее за основу для консолидации и широкой дискуссии, рассказать о ней детям на специальном детском соборе и предпринять еще массу мероприятий для широчайшей популяризации доктрины.

"Русская доктрина" не является, по утверждениям ее разработчиков, документом практического характера (декларацией, политической платформой, программой и т.п.), но есть некий интеллектуальный продукт, призванный консолидировать все патриотические силы и противостоять разрушению национальной ментальности.

Понятно, что растущему как на дрожжах национал-клерикализму нужна свояидеологическая база, в форме некоей новой "нетленки", достаточно большой по объему и внушающей трепет своими бесспорными, как звон церковных колоколов, тезисами.

Но если размышлять над доктриной без "религиозного" трепета и благоговения, то уже с первых строк становится очевидным, что перед нами лишь очередной шедевр клерикального национализма. Хотя бы потому, что авторы оперируют в качестве основополагающего понятием "русский" в противовес понятию "российский", и даже пытаются это теоретически (кое-где и богословски) обосновать, продолжая, впрочем, упорно называть свою страну Россией, а не Русью. В данном же случае было бы куда эффективнее обратиться к сфере реального существования русского языка, чтобы сразу стало ясно: понятие "русский" означает принадлежность к этой нации в силу происхождения, в отличие от определения "россиянин", которое очень четко и емко фиксирует по-настоящему уникальную особенность России – ее многонациональный и многокультурный характер.

Дальнейшее прочтение объемистого творения приводит, однако, к довольно печальным выводам: гора экспертов из околоправославной тусовки родила мышь. Пожалуй, единственный абзац, всерьез заинтересовавший в этом труде, касался неприятия американской однополярности и формирования Штатами виртуальной экономики, что довольно болезненно ударяет по остальному миру. Да и в целом экономическая часть, пожалуй, единственное, что представляет интерес для многостороннего обсуждения.

Однако не это стало основной составляющей доктрины. Основной ее смысл – идеологическое и квазирелигиозное обоснование клерикализма. Этому посвящена главная часть документа под № 2, озаглавленная "Русский дух". После того, как среди авторов этой главы обнаружились Р.А. Силантьев и К.А. Фролов, невольно, почти по Чехову, подумалось: а доктрина-то с душком!

Вместо американской однополярности авторы доктрины предлагают русскую однополярность, ибо духовная суверенность России – "система стропил, поддерживающая свод над всеми народами мира, дающая мировому целому равновесие и стабильность". Русская нация, судя по тексту, представляет собой силовое поле, которое удерживает в себе различные этнические и социальные группы. В переводе с "русскодоктринального" это означает – мы, русские, главные тут, а вы, грязная нерусь, то есть всякие там мусульмане, татары и прочие буддисты (иудаистам места в "русском мире" вообще нет и быть не может), существуете здесь постольку, поскольку мы как сила притяжения даем вам такую возможность. А потому, что хотим в отношении вас, то и творим. Вон уже, оказывается, большинство населения в Татарстане стало христианским... За такими "объективно-социологическими" утверждениями легко угадывается их автор.

Так же, как угадывается он и еще за одной концепцией, изложенной в доктрине. Вот ее суть вкратце. Православная Церковь является единственной нерасчлененной традиционной структурой исторической России (?!). Государству надо подхватить инициативу Церкви и поддержать курс на духовную, моральную и политическую консолидацию народа. Заметим, государство должно включиться в этот процесс во вторую очередь. Довольно недвусмысленный намек: священство остается выше царства и в начале третьего тысячелетия. А само православие нужно рассматривать не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную всей национально-государственной традиции России. Предлагается создание конфессионального государства в России по примеру таких, приведенных в тексте, стран как… Израиль, Таиланд, Мавритания, Иордания. Поражает эрудиция авторов – из этого списка только Мавританию можно назвать конфессиональным государством, а вот Израиль упорно держится за светскость, тем более уж хорошо знакомый нашим туристам Таиланд, который отказался ввести положение о буддизме как "традиционной религии" в новую конституцию страны.

Для реализации этих целей, а также определенного политического противодействия государству (если оно уж слишком будет упорствовать в своей светской и секулярной политике), предлагается создать общероссийскую "сеть" из монастырей и "орденов" мирян, которая, помимо мобилизации ресурсов для клерикальной деятельности, будет еще заниматься… выпуском ультрасовременных ноутбуков, с которыми будут изображаться в будущем на своих иконах многие нынешние "православные" гуру. И непременно в облаках.

Формат комментария, к сожалению, не дает возможности сделать полный анализ "Русской доктрины". Однако вывод уже, вероятно, у читателя сформировался. Перед нами – типичный пересказ кабинетно-славянофильских идей века XIX (по проблемам внутренней жизни) и "евразийства" века XX – по вопросам жизни международной. Все это, вплоть до самого недавнего времени, и пишется, и читается. Безусловно, такие идеи нужны, но необходимо, чтобы они формировались с учетом и реальной истории России, и всех нюансов ее сегодняшнего состояния. А этого в "Русской доктрине", очевидно разрабатывавшейся в камерной атмосфере различных "византистских" и "православно-предпринимательских клубов", нет ни на йоту. Зато хватает политиканствующих призывов в духе и тональности самых страшных лет России. Как говорят, история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй – как фарс. Трагедию мы уже пережили.

Валерий-Исмаил Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"

Вместо P.S. – из пункта 10 "Русской доктрины":

Наша бюрократия до сих пор занимается преимущественно тем, что осуществляет юридическое и бухгалтерское прикрытие своего потребления. Класс управленцев в России застоялся фактически со сталинских времен. Но откладывать дальше обновление административных кадров значит ставить под угрозу существование России как суверенного государства. Необходимы масштабная ротация элит и масштабные репрессии. Когда мы говорим о репрессиях, мы имеем в виду не столь жесткие меры, которые использовались Сталиным или Иоанном Грозным. На этот раз они должны носить скорее идейно-политический характер и ограничиваться лишением статуса и (в ряде случаев) конфискацией имущества" (подчеркнуто нами – В.Е).

Хороших и, главное, надежных союзников по идеологической части нашла себе чиновная корпорация российского государства!




ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЗА РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Как и в старь, получив власть РПЦ преднамеренно провоцирует межнационально -религиозную рознь в России. Она с явным умыслом желает создать у всего населения ксенофобско- нетерпимое отношение ко всему не православному.
Для этого она оскорбляет иные культуры и духовные традиции унизительным словом «секта». Но это не просто неправомерно оскорбительный термин, как говорят многие правоведы и правозащитники, после него задействуется общественно опасный механизм травли неугодной РПЦ культуры, по всем законным и не законным каналам. После клеветнических ксенофобских проповедей служителей РПЦ, православные чиновники систематически начинают нарушать Конституцию РФ и другие законы и международные акты, по части свободы совести, что компрометирует нашу страну в глазах мирового сообщества. СМИ начинают тиражировать раздутую церковную клевету и ложь, пороча репутацию неугодной православию культуры.
После этого, возбуждённые истерией, православные фанатики-экстремисты совершают нападения на здания, имущество и граждан России - последователей, неугодной церкви, духовной культуры, оскорбительно обозванной "сектой" и оклеветанной служителями РПЦ.
Известны неоднократные случаи: распыления ядовитого газа православными экстремистами для отравления "сектантов", случаи их убийств и избиений, взрывов, погромов и порчи имущества и помещений принадлежащим неугодной РПЦ организации.
Из вышеперечисленного видно, что оскорбляющий честь и достоинство людей, их убеждения- эпитет «секта», автоматически влечёт за собой и умышленную клевету с целью подорвать деловую репутацию организации, и её учения. Кроме того, унизительное слово «секта» и сформированная вокруг него атмосфера православной нетерпимости и озлобления провоцирует фанатиков-экстремистов РПЦ, на совершение преступлений, угрожающих жизни и здоровью граждан РФ- последователей неугодной православию культуры, порчи их личного имущества и имущества их организации. Всё это является недопустимым и преступным.
Пора привлекать к строгой уголовной ответственности всех провокаторов и исполнителей этих преступно-ксенофобских деяний, начиная от потерявших ум и совесть служителей, чиновников и до православных убийц и погромщиков
Сколько можно закрывать глаза на творящийся в стране православный бандитизм и коррупцию!
Неужели мы хотим, как в Косово раздуть религиозно-национальный пожар в своей много национальной и много конфессиональной России?

Всеволод Наумов



Над пропастью во ржи. Митрополит Кирилл сделал первый шаг к конкретному воплощению идеи "русской цивилизации" в рамках "Русской доктрины"

Господа-академики, написавшие письмо президенту России об опасности клерикализации страны, как в воду глядели. Превращение Российской Федерации в православную авторитарную национально-русскую империю – это один из существующих политических проектов, выраженных в 800-страничной "Русской доктрине". Текст этой "доктрины", отвечающей на все вопросы, формулирующей все грани "национальной идеи" и идущей на смену "Моральному кодексу строителя коммунизма", был подготовлен целым рядом известных и не очень православных экспертов - таких, как А. Кобяков, В. Аверьянов и В. Кучеренко (М. Калашников), Егор Холмогоров и т.д. Соавторами доктрины являются практически все авторы сайта "Правая.Ру" во главе с его главным редактором Ильей Бражниковым.

Церковную поддержку на официальном уровне доктрина получила только 20 августа 2007 года в ходе первых слушаний по "Русской доктрине" в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, прошедших под председательством митрополита Кирилла (Гундяева). В итоговом протоколе слушаний отмечается: "Доктрина, созданная по инициативе фонда "Русский предприниматель", представляет собой важный вклад в мировоззренческое и политическое самоопределение России. В предельно сжатом виде предлагаемое авторами доктрины видение будущего страны может быть определено как "динамический консерватизм". Будучи одобренной в ОВЦС, доктрина призвана стать одной из ключевых тем для обсуждения в РПЦ МП во время бурного политического сезона конца 2007 – 2008 годов. В начале ноября 2007 года состоится дискуссия по доктрине во время выставки "Русь православная", приуроченной ко Дню народного единства. В феврале 2008 года авторы доктрины будут устроителями XII ВРНС детей и молодежи, а в июле 2008 года Программа среднесрочных преобразований России (часть "Русской доктрины") будет представлена в ходе Соборного съезда Екатеринбургского отделения ВРНС (архиепископ Екатеринбургский Викентий является одним из активных сторонников доктрины).

В год политических выборов РПЦ МП предстает перед политическим классом с собственной, детально разработанной политической платформой. Такого собственноручно написанного документа нет ни у одной российской партии или общественного движения. У других все расплывчато, все непонятно, все сиюминутно и шатко. Для одних твердым основанием является лишь действующая власть, для других - необузданный популизм (достаточно прочитать плакаты партии "Народный Союз" С. Бабурина и В. Алксниса о том, что они создадут особый фонд и выплатят каждому россиянину по 4 млн. рублей за приватизацию). Православие – это ядро "Русской доктрины", и политически активные православные во главе с митрополитом Кириллом не ждут результатов выборов, а сами делают шаг навстречу своей политической определенности. Во вступительном слове на соборных слушаниях 20 августа митрополит Кирилл, естественно, затронул тему выборов, отметив, что в предвыборный период консолидация вокруг "традиционных ценностей" избавит общество от конфронтации. Более того, митрополит Кирилл заранее поставил выборы без "традиционных ценностей" под сомнение: "Очередные выборы могут повлиять на изменение базисной парадигмы общества и государства. Я глубоко убежден в том, что политические выборы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не могут посягать на базисные ценности страны".

Выражая поддержку "Русской доктрине", митрополит Кирилл оказывается в выигрышной ситуации, когда сильная власть настолько сильна, что действительно может принять доктрину в качестве руководства к действию, пусть даже не целиком, а хотя бы частично. Кроме того, каким бы ни был президент после 2008 года, инициатива по устроению государственно-конфессиональных отношений находится сегодня у патриархии. Тем более, что эти отношения до сих неопределенны, основаны на личных пристрастиях главы государства и - в некоторой степени - на принципе свободы совести, провозглашенном в Конституции РФ. Вынудить власть в любом случае приближаться к идеалу "Русской доктрины" - это стратегическая цель сторонников (они же - соавторы) доктрины.

Те, кто внимательно следит за идеями, которые высказывают митрополит Кирилл и его зам протоиерей Всеволод Чаплин, могут сказать, что в поддержке со стороны церковного руководства "Русской доктрины" нет ничего необычного. Прежде всего, идея митрополита Кирилла о самобытной "русской цивилизации", которая славится своей соборностью и несовместима с западными нормами демократии, получила свое естественное продолжение в "Русской доктрине". Доктрина стала алгоритмом действий и указаний того, как построить по законам "русской цивилизации" государственное управление, образование и науку, экономику, внешнюю и внутреннюю политику и т.д. Поддерживает ли эту доктрину вообще все руководство РПЦ МП – остается вопросом риторическим. Скорее всего, это руководство со столь пространным документом ознакомиться просто не сможет. Буквально через день после обсуждения доктрины в ОВЦС МП в интервью Патриарха Алексия II газете "Комсомольская правда" "Уныние - это грех. Христианин должен быть оптимистом!" ("Комсомольская правда", № 122-т/34 (23955-т) от 23.08.2007 года) не было сказано ни слова о доктрине и ее имперском идеале. Наоборот, Патриарх еще раз подчеркнул: "Убежден, что конституционно Церковь должна быть отделена от государства и не вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Это два различных института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить людям".

Что же, возможно, пугает Патриарха, а также может насторожить представителей церковной и нецерковной общественности в "Русской доктрине"? Что стоит за магическими словами митрополита Кирилла о "необходимости консолидации российского общества на базе традиционных ценностей" и о необходимости положить их в основу модернизации России, о чем он еще раз заявил в прямом эфире радиостанции "Маяк" (22.08.2007, программа "Панорама"). В какую пропасть величия русского народа тянут нас авторы доктрины?

Любой может ознакомиться с объемным текстом "Русской доктрины", опубликованном на специально созданном для этого сайте. Доктрина затрагивает практически все возможные вопросы развития страны от реформ экономики и власти до создания национально ориентированной бизнес-корпорации. Мы схематично выделим лишь некоторые черты доктрины, которые касаются государственного устройства и роли Церкви.

Во-первых, идеалом авторов доктрины является империя, историческая Россия с XV века (когда она начала создаваться по лекалам монголо-татарской деспотии) и до наших дней. Одна из глав доктрины красноречиво называется "НАША ДЕРЖАВА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ШЕДЕВР". Авторы призывают "восстановить Россию" в границах СССР по состоянию на 1 января 1989 года. Главным правовым принципом доктрины является следующее "богословское" утверждение, догмат национальной веры, приходящей на смену святоотеческому православию: "Россия учреждена Богом и не может быть переучреждена кем бы то ни было". В связи с этим авторы призывают отказаться от признания ценностей прав человека, разделения властей, "привнесенных Французской революцией".

Во-вторых, основанием империи является "служение интересам нации", причем только одной нации - русской. Тут авторы "оторвались по полной", открыто поставив граждан России нерусской национальности в положение людей "второго сорта". Как отмечается в доктрине, Россия – мононациональная страна, так как ядром ее является русский народ, носитель высокой культуры, скрепляющий между собой множество этносов. Русские - нация, остальные ("нерусь") - в лучшем случае "этносы". (Тут остается лишь порадоваться за чистоту расового и этнического происхождения главного церковного промоутера доктрины. Вот, например, Патриарху Алексию II с этим повезло гораздо меньше).

В-третьих, православие и Церковь становятся символом нового русского (но не "ново-русского"!) государства: "Само православие нужно рассматривать не как сегмент общественной жизни, но как силу, тождественную всей национально-государственной традиции России… Необходимо восстановление символики идентичности, а "верность православию" сегодня можно расценивать как знак верности самой нации". Более того, государственные посты в русском государстве, покорившем разные "этносы", смогут занимать только православные. Тремя ведущими традиционными конфессиями признаются православие, ислам и буддизм (иудаизм - "жидовская вера" - исключен). Наряду с этим, в разделе "Гармония между традиционными вероисповеданиями" описываются будущие отношения между православием и исламом. В разделе "Основные тенденции религиозной жизни России" говорится о том, что численность иных конфессий и религий все равно уменьшается.

В-четвертых, все перечисленное, как и описанная в доктрине протекционистская национальная экономика на основе частной собственности, возможно лишь при условии изменения государственного устройства. Основой нового государства должно стать "гармоническое сочетание демократии, аристократии и автократии" и сословно-корпоративное управление. В разделе "Два варианта "конституционных преобразований" фактически дается два варианта отмены Конституции РФ – полный отказ от нее и превращение ее в некий символ. Главная задача – убрать из Конституции федеративные принципы и право наций на самоопределение. Сословно-корпоративное управление Россией будут осуществлять советы – Военный, Совет Традиционных религий, представляющий главным образом РПЦ МП, Стратегический совет России, Государственный совет по экономике, общенациональным проектам и инновациям и Государственный совет по культуре.

Рисуя образ будущей России, авторы "Русской доктрины" надеются на то, что им удастся построить "цивилизацию православных воинов", которые, если надо, могут не дрогнув применить и ядерное оружие (и, вспоминая нашумевшие высказывания о. Всеволода Чаплина, вовсе принести в жертву все человечество ради неких святынь). Первой угрозой объявляется стремление включить соседние с Россией страны в ЕС или НАТО, а также "деструктивное вмешательство" со стороны Запада. Главные союзники русских, согласно доктрине, – Китай и "новые индустриальные страны" Азии, Африки, Латинской Америки, Саудовская Аравия ("ваххабитская", между прочим) и "страна-изгой" Иран. Православные эксперты настроены решительно: "В нашей этической системе сила является источником блага, а государство, которое не может проявить силу, не может считаться и суверенным".

До России многие европейские государства испытывали на себе последствия национального унижения после развала империй и мировых войн, превращавших их страны в хаос. На волне такого унижения и недовольства, рано или поздно, когда страна начинает вставать с колен, возникает новая идеология возрождения и модернизации нации, которая призывает не только возвратить былое величие, но и преумножить его во сто крат. "Избранность" соответствующей нации, ее величие и неизбежность "богоданного" авторитаризма – основная черта такого рода идеологий. В разных странах эта националистическая идеология проявляла себя по-разному – в Германии ее представляли Гитлер и его "Майн Кампф", в Италии - Муссолини и его "Доктрина фашизма". Политикой национальной "модернизации сверху" занимались Пиночет в Чили, Франко в Испании. Однако в современных условиях, с развитием информационных технологий, отгородиться от мира и построить тоталитарное религиозное государство можно лишь в том случае, если вы управляете Северной Кореей и согласны на кромешную нищету за непроницаемым занавесом. Да и то участь этих единичных стран предрешена – они будут очень скоро разрушены глобализацией и тем, что она с собой несет, - секуляризацией и демократизацией общественной жизни. Но это совсем не означает, что "Русскую доктрину" нельзя хотя бы частично воплотить в жизнь – просто ее воплощение будет шагом в пропасть, провокацией дальнейшего распада того, что еще осталось от империи, и девальвацией РПЦ МП после ее окончательного превращения в политический символ развалившейся страны.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"

 


 

Hosted by uCoz