М.М.Богословский: "Нерешенные проблемы христианства"
Изображение Христа
Об изображении Иисуса Христа нужно сказать особо. Его, в отличие от
других богов, люди видели и могли бы дать его точное описание. Однако,
удивительное дело, облик его не сохранился. Хотя в те времена не была
еще изобретена фотокамера, но существовали художники, которые, судя по
рисункам того времени, неплохо владели кистью и резцом. А причина
состояла в том, что христианство очень долгое время находилось под
влиянием иудаизма, запрещавшего изображать бога. В первых веках
христанская Церковь категорически запрещала какое-либо изображение
своего божества. Более того, церковный собор в Эльвире в начале IV века
установил правило, согласно которому на стенах церквей не должно было
быть никаких предметов почитания и поклонения. В результате, когда
появилась потребность в его изображении, никто уже не мог сказать, как
же он выглядел на самом деле. Вот почему появились изображения Христа,
которые ничего общего с ним самим не имеют.
Первоначально он изображался в виде рыбы (или дельфина). Связано это
было с тем, что в те времена иудеи, в соответствии с Талмудом, верили,
что бог для спасения человечества воплотится в рыбу. Христа изображали
также в виде жертвенного агнца (ягненка). Такое изображение своего бога
христиане позаимствовали у язычников - греков, изображавших своего бога
Гермеса, покровителя животных, в виде "доброго пастыря", который
заботливо несет на плечах уставшую овечку. Изображали Христа и виде
виноградной лозы, солнца и других образов страдающих, умирающих и
воскрешающих богов - Осириса, Таммуза, Аттиса, Диониса и других.
На протяжении четырех столетий отцы христианской Церкви отказывались
изображать своего бога - Иисуса Христа в человеческом виде, но потом
были вынуждены отменить свой запрет. Спор о наружности Христа особенно
активно шел с конца II до начала V века. Юстин Философ, Климент
Александрийский, Тертуллиан и другие считали Христа невзрачным и
некрасивым. Средневековый писатель Цельс писал, что "...люди
рассказывают, будто Иисус Христос был мизерного роста и с таким
некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение". Тертуллиан в
полемических диалогах с противником Ветхого завета Марционом так
описывает Христа: "Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния.
Поистине, неужели нашелся бы смельчак, который бы нанес малейший вред
телу, если бы оно отличалось необычайной красотой? Кто бы покрыл
плевками лицо, если бы уродство, которое наложил на себя Иисус и которое
сделало его презренным в глазах людей, не представляло это лицо
заслуживающим одних лишь плевков?".
Однако позднее пришло время, когда в сознании христиан начал
складываться иной облик Христа, восходящий к греческой и римской
мифологии: Иисус Христос был богом, а значит он должен быть прекрасным.
Красавцем его считали Амвросий Медиоланский, Феодорит Кипрский, Иероним
и Иоанн Златоуст. Окончательно образ Христа сложился лишь в VII веке:
Трульский собор в 692 году постановил изображать Христа в человеческом
облике, с длинными волосами, в плаще с жезлом в руке или со свитком.
Самое яркое выражение новая тенденция нашла в искусстве Ренессанса.
Микельанжело в знаменитой фреске "Страшный суд", находящейся в
Сикстинской капелле, изобразил Христа красивым безбородым юношей, что
было встречено папскими сановниками в штыки.
А в первой половине VIII века в Византии возникло движение получившее
название иконоборчества. Дело дошло до того, что император Константин в
754 г. созвал в Византии большой собор, на котором присутствовало более
300 старших священников - епископов. На соборе было постановлено, что
"восстановливать образы святых посредством материальных красок и цветов
есть дело бесполезное, праздное и даже богопротивное и диавольское". И
лишь 7-й Вселенский собор, собравшийся в 787 г. в Никее, восстановил
почитание икон, в том числе и икон Иисуса Христа.
Если посмотреть на его иконы, написанные в разное время и разными
богомазами, то мы увидим совершенно разные лики. Внешне они совершенно
непохожи и только надпись или атрибуты Христа могут свидетельствовать,
что изображен именно он. У Церкви выработался двойной подход к ответу на
вопрос, кто изображен на иконе: если спрашивает простой верующий, то ему
говорят, что это - Иисус Христос, а если грамотный, дотошный человек, то
ему говорят, что икона Христа является лишь символическим его
изображением. Поэтому рисовать можно что угодно, даже точку, квадрат,
любую геометрическую фигуру.
В связи с догматом о Троице, в средневековье в Западной Европе Христа на
иконах изображали с тремя лицами. Но это вызывало протесты со стороны
большой части духовенства, поэтому в 1628 году папа Урбан VIII запретил
изображать святую Троицу в виде Христа с тремя устами, тремя носами и
четырьмя глазами.
Люди чаще всего изображали своего бога в зависимости от того, какого
цвета у них кожа. Так, белые верующие изображают Иисуса Христа белым.
Чернокожие сначала мирились с тем, что Христос изображается белым, но в
XX веке они уже стали изображать его чернокожим. Соответственно и мать
Иисуса Христа была объявлена чернокожей.
Со временем, когда религиозная дисциплина ослабла и среди верующих
развелось слишком много вольнодумцев и еретиков, часть христиан
(протестанты) вернулась к иудейскому представлению о том что Бог не
имеет человеческого облика, не имеет рук, ног и даже головы. А поскольку
у него ничего нет, то и изображать нечего. Он просто распространен везде
во времени и пространстве, он вездесущ. Конечно, о таком Боге
вольнодумцы-насмешники не могут сказать, что он сидит на облаке и пьет
чай с кренделями. Теперь на ехидный вопрос, на какой планете и в каком
таком созвездии живет бог можно было сказать, что он присутствует везде.
Конечно, это является грубым искажение древнего (библейского) учения о
Боге. Большая же часть христиан - католики и православные - и сегодня
считают, что Бог имеет человеческий облик. Его многочисленные
изображения можно видеть на иконах и в скульптуре. А представления о
нем, как о существе, не имеющем тела, с их точки зрения - преступная
ересь.