Афоризм

Статистика

М.М.Богословский: "Нерешенные проблемы христианства"


Воскрешение праведников

Следующая важная нерешенная проблема - воскрешение праведников. Эта проблема заслуживает особого внимания. И прежде всего потому, что является краеугольным камнем многих и, в частности, христианской религии. У христиан и сегодня существует представление о том, что человек после смерти просто переселяется в "иной мир". Имея прекрасные мифические примеры телесного вознесения и воскрешения, христианская Церковь включила в свое учение позаимствованную из других религий идею о телесном воскрешении всех людей, которые являются последователями Иисуса Христа. При этом под воскрешением понимается воссоединение "бессмертной" души с телом. В противном же случае, то есть тогда, когда речь идет только о душе, никакого воскрешения не происходит, так как душа и не умирала. Конечно, это касается только тех, кто верит в ее бессмертие.

Уже первые христиане верили, что они избавлены Богом от печальной участи всех людей: "И нас, мертвых, по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены, - и воскресил с ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.,2,5-6). Но в реальной жизни люди все-таки не воскресали, поэтому взыскание бессмертия было отложено до второго пришествия Христа:"...Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе..."(1 Фес., 4,16-17);"... мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие" (1 Кор.,15,52-53).

Хотя вера в воскрешение является краеугольным камнем всего христианства, его описание в собственно христианской части Библии отсутствует. Там сказано лишь, что для Страшного суда воскреснут все христиане без различия - как праведные, так и грешные (Ин.5:29; Деян.24:15;1 Кор.15:22). Воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению, оно будет сильным, не подверженным болезням и к тому же "духовным" - не подчиненным требованиям животной жизни.

Относительно свойств воскресшего тела в христианской Церкви нет единого суждения. Одни, например Тертуллиан, обращали внимание на тождественность воскресшего тела с настоящим и учили, что человек воскреснет с тем телом и в том же возрасте, с которым жил, даже если оно будет искалеченным или уродливым. Другие настаивали (и настаивают сегодня) на том, что новое тело должно быть не только без изъянов, но и молодым (уж если приобретать новую телесную оболочку для своей души, то уж самую совершенную и, конечно, молодую). Сторонники этого взгляда ссылались при этом на Новый завет, где утверждается, что при воскресении люди получат "...новое, бессмертное тело, как из малого сотлевшего семени дивно возникает красивый колос" (1 Кор.,15,35-38).

В то же время другие богословы, как например, отец Церкви Ориген (II-III век н. э.) столь же безоговорочно утверждали, что "мы должны получить снова не какие-либо иные, чужие, но наши собственные тела". В то же время он учил, что это тело будет особое, духовное, эфирное, не подлежащее ни зрению, ни осязанию, не имеющее никакой тяжести и веса, способное изменяться сообразно с местом, где будет обитать. Однако таким определением Ориген довел воскресшее тело до ангельской бесплотности, что противоречило как его же утверждению о тождественности воскресшего тела настоящему, так и новозаветному его описанию.

Другой отец христианской Церкви - Фома Аквинский (ХIII век н.э.) оказался в недоумении перед таким вопросом: можно ли назвать воскрешением такое положение, когда душа войдет не в то же самое тело? Ведь это будет не воскрешение, а приобретение нового тела!

Прошло много столетий, но и по сей день все эти вопросы так и остаются неразрешенными. Несмотря на это христианская Церковь и сегодня настаивает на телесном воскрешении всех своих последователей. Причем, по учению православной Церкви воскреснут как праведники, так и грешники (Ин.5:29; Деян.24:15; 1 Кор.15:22 и др.). Для большей убедительности она ссылается на своего авторитета - митрополита московского Филарета, говорившего, что "как уснувший вечером пробуждается утром с обновленной силой жизни, так уснувший смертию телесную пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения". И сегодня Русская православная Церковь утверждает, что смерть - то не прекращение жизни, а лишь разлучение души и тела, которые затем соединятся снова.

Спор о том, что собой будут представлять тела воскресших людей продолжился и в новое время. Так, христианская протестантская Церковь "Свидетели Йеговы" уверяет, что тело воскресшего не будет состоят из точно таких же атомов, как и тело живого. Большая часть человеческого тела изменяется в течение жизни, при этом изношенные ткани заменяются новыми. Тела людей, проживших долгую жизнь часто искалечены, поражены болезнями, а потому несовершенны. Естественно, что добрый и любящий Бог не может восстановить их в том виде, в каком они были в момент смерти. Далее они вполне здраво рассуждают о том, что тело умершего разлагается на отдельные вещества, которые поглощаются затем растениями, животными и людьми. Атомы умершего, таким образом, служат строительным материалом для многих людей, и собрать их потом, соглашаются йеговисты, -- задача непосильная даже для Бога, так как один и тот же атом может стать общим для многих людей, подлежащих воскрешению.

Признавая невозможность воскрешения (воссоздания) тела человека после его смерти, йеговисты не хотят все же "сжигать за собой мосты" и совсем отказаться от веры в воскрешение. Придавая видимость научности своей критики веру других Церквей в загробную жизнь и бессмертие души, они, по существу, возвращаются к ее мистическим основам, заявляя, что Йегова способен создать тело "значительно высшего свойства, чем те, которые из плоти". Учитывая выше названные трудности построения тел воскрешаемых людей из прежнего набора атомов, по учению йеговистов Бог построит тела людей заново, из новых атомов (то-то будет морока создавать совсем новые, ранее не использованные атомы, снабжая каждый из них определенным числом протонов и электронов, да еще и рассчитать для последних орбиты!).

Существует, наконец, еще одна интересная проблема воскрешения: на кого оно распространяется - на всех людей или только на избранных? Каждая Церковь объявляет, что воскреснут только ее последователи. Например, согласно уже упомянутому учению йеговистов, воскреснут только те, кто служил Йегове, согласуя свои тело, чувство, поступки и мысли с Богом Йеговой. (Это значит, что не только буддисты и магометане, но и 99% христиан-католиков, православных, баптистов, англикан, пятидесятников и т.д. - так и не дождутся воскрешения!).

Особняком стоит учение принадлежащих к протестантам евангельских христиан, объявивших что "спасение", оказывается, уже свершилось и что оно распространяется на всех христиан (но только на христиан). Горе тем, кто не уверовал во Христа - все они прямиком попадут в ад! Вера в Христа объявляется главной добродетелью. В листовке, распространяемой активистами этой Церкви говорится, что "люди попадут в ад не из-за того, что согрешили, а из-за того, что отвергли Иисуса Христа". Отсюда следует страшный вывод-человек может совершить любой грех, даже самое страшное преступление, но если он уверовал в Христа (или просто заявил об этом), душа его минует ад и спасется, то есть попадет в рай!

В отношении к посмертной судьбе людей объединяет одно - вера в воскрешение. Правда, как выяснилось, воскрешение будет происходить, но с двумя существенными оговорками: 1) воскрешению подлежат не все верующие, а лишь члены данной Церкви, 2) само по себе воскрешение еще ничего не значит, так как судьба воскресших людей определится после Страшного суда, в результате которого только избранные (так называемые праведники) получат доступ в рай. Для остальных же он будет навсегда закрыт...

Т.о., в связи с несостоявшимся за две тысячи лет вторым пришествием Христа, у христиан так и не выработалось единого представления о всеобщем воскрешении всех людей. Проблему эту им придется решать в третьем тысячелетии.
 

 

Hosted by uCoz